Министерство науки и образования Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Российский Государственный профессионально –
педагогический университет
Филиал в городе Кемерово.
Контрольная работа №1 по дисциплине: История и теория дизайна.
Тема: Английские художники – исследователи в области дизайна Уильям Моррис и Джон Рескин.
Выполнил:
Проверил:
Кемерово 2005 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 2
2. Что такое дизайн 3
3. Джон Рёскин 4
4. Уильям Моррис 6
5. Движение искусств и ремесел 8
6. Заключение 12
7. Литература 13
ВВЕДЕНИЕ
Как часто мы сейчас слышим слово «дизайн». «У нее в квартире такой шикарный дизайн! Новое дизайнерское решение!» - эти и подобные им высказывания можно услышать в последнее время буквально на каждом шагу. Но часто ли кто – нибудь из нас задумывался, а что на самом деле означает это понятие? Откуда оно взялось? С чего вообще начался дизайн? Кто стоял у истоков?
Вопросы, на первый взгляд, не столь уж важные. Но это только на первый взгляд. История дизайна – это увлекательный мир, полный сюрпризов. Узнавать этот мир, изучать его, не просто интересно, но и необходимо любому человеку, всерьез решившему заняться этим видом деятельности. Вот почему в своей контрольной работе я решила рассказать о двух людях, стоявших у истока дизайна – Джоне Рескине и Уильяме Моррисе. Мне вдвойне приятно это делать, поскольку Англия всегда была мне симпатична и являлась для меня источником неисчерпаемых культурных традиций.
Поэтому я буду надеяться, что мой рассказ об этих культурных деятелях покажется вам интересным. И так… позвольте мне начать.
ЧТО ТАКОЕ ДИЗАЙН
Что же такое «дизайн»? «Смысловые корни термина «дизайн» восходят к латинскому «designare» - определять, обозначать. Итальянское «disegno» со времен Ренессанса обозначало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи. В Англии понятие «design» распространилось в XVI веке». Сегодня термин «дизайн» употребляется для характеристики процесса художественного или художественно – технического проектирования, результатов этого процесса – проектов (эскизов, макетов, и др. визуальных материалов), а также осуществленных проектов – изделий, полиграфической продукции и др. Но, увы, суть, предназначение и возможности не всегда ясны не только основной массе обывателей, предпринимателей и студентов ВУЗов. Даже практики со стажем, искусствоведы, педагоги и особенно философы расходятся в оценках целей, задач и перспектив этого явления XX века.
Дизайн, словно ребенок, родился в начале века и прочно встал на ноги в его середине как специфический вид проектирования утилитарных изделий массового производства. Изделий, которые отличались надежностью, а самое главное – красотой. В англоязычных, а затем и других странах это явление обозначилось термином Industrial design - индустриальный дизайн.
В дизайне сформировался комплекс явлений, связанных с хозяйственно – экономической жизнью общества, явлениями культуры в целом и искусства в частности, деятельности, предваряющей изготовление изделий и создание объектов среды.
С самого момента зарождения и особенно с началом американского периода (30 – е годы XX века), дизайну стал присущ коммерческий характер. Одновременно с новыми технологиями, оригинальными инже нерными решениями, организационными нововведениями дизайн стал неотъемлемым фактором повышения конкурентоспособности.
В последней трети столетия дизайн превратился во всеобъемлющее явление постиндустриального общества, охватившее новые области проектной практики, включая даже те, которые не имеют непосредственной связи с проектно – графическими методами.
XIX век стал веком научного прогресса. Все большее и большее место в промышленном производстве занимали машины. Наука и техника шагнули вперед так сильно, как раньше невозможно было и мечтать. Однако вместе с ростом машинного производства, росло и недовольство им. ............