Часть полного текста документа:Анри де Тулуз - Лотрек (1864-1901) В ночь на 24 ноября 1864 года в своем родовом замке Боск родился один из величайших художников времени Тулуз - Лотрек. Все было приготовлено для наследника: колыбель, пеленки - муслин и кружева, кольца из слоновой кости, золота и серебра, роскошное, достойное принца платьице для крестин. Новорожденного назвали согласно его высокого происхождения Анри - Мари - Раймон де Тулуз - Лотрек де Монфа. Счастливые родственники были уверены, что он будет жить, отрешенный от этого недостойного века, он посвятит себя благородным наукам, будет великолепным наездником, первоклассным охотником, обладателем лучших соколов и гончих собак, он с честью будет носить свое славное имя, он никогда не посрамит свой древний род... Маленькое Сокровище, как окрестили его в умилении бабушки, входил в жизнь, окруженный любовью. И так было повсюду, где бы он не появился. Тулуз -Лотреки были людьми неукротимого порыва, в них бушевала кровь их предков - графов Тулузских и виконтов де Лотреков, чьи имена вошли в историю Франции. Необузданные, своенравные, беспредельно отважные, они во все века славились безумными похождениями, неукротимостью страстей. Они привыкли вести себя как самодержцы - недаром они тесно породнились с королевскими семьями Англии, Франции и Арагона, сочетавшись браком с братьями и сестрами, с сыновьями или дочерьми монархов. Родители Анри - граф Альфонсо и графиня Адель - были двоюродными братом и сестрой. Такие браки были не редкостью, однако далеко не все дети, родившиеся в таком браке, были полноценными. Анри был резвым, озорным, любознательным ребенком, он секунду не сидел на месте. Капризный, он почти всегда добивался своего и требовал, чтоб ему всегда уступали. Но здоровье мальчика отнюдь не соответствовало его живому темпераменту: он выглядел хилым и болезненным. В свои 10 лет оставался таким же тщедушным со слабенькими ножками. Он так и не вырос... У графа Альфонса был знакомый художник Рене Пренсто, глухой от рождения. Он то и стал первым учителем рисования Анри. Рисунок был для ребенка способом выражать свои мысли. Когда его что-то волновало, поражало, он сразу же брался за карандаш. Он рисовал то, что любил, и в первую очередь животных. Как и его учитель Пренсто, мальчик особенно хорошо умел показать движение. Несколькими скупыми штрихами ему удавалось очень удачно передать усилие лошади, которая тащит повозку. За 2 года Анри дважды ломает ноги: 30 мая 1878 года перелом шейки левого бедра (в Альби), а через 15 месяцев - левого (во время отдыха в Бареже). Из Барежа его перевозят в Боск, а затем в Ниццу. Переломы были лишь следствием, "трагическим завершением болезни", развивавшейся в результате патологического костного фактора. Какую отвратительную шутку сыграла с ним судьба!.. Жалость! Нет, только не жалость! У Лотрека бывали минуты, полные горечи. Но, сильный духом, он преодолевал слабость. Сетовать на свое несчастье и вызывать сострадание ему не позволяла гордость. Он принял свою искалеченную судьбу как вызов. Жизнь ускользает от него, но он не даст себя отстранить. Он не отпустит ее от себя. Благодаря карандашу и кисти он окажется в самой ее гуще. Лотрек все время писал и рисовал, но эта страсть не была страстью наркомана, который ищет забвения. ............ |