Часть полного текста документа: В незавершенной книге "У водоразделов мысли" отец Павел развивал так называемую антроподицею (оправдание человека). Он пытался решить или скорее изложить свои мысли по поводу древней религиозно-философской проблемы согласования веры в то, что человек создан по образу и подобию Божьему - то есть разумным и совершенным - с греховностью и несовершенством человека. Эта работа является продолжением его теодицеи (оп- равдания Бога), развиваемой в книге "Столп и Утверждение Ис- тины". В основе антроподицеи о. Павла лежит идея очищения и спасения человека, его освящения и обожения. Центральная проблема антроподицеи проявляется в таинствах церкви, когда человек соединяется с Христом. Антроподицея о. Павла - пра- вославного священника, принявшего мученический венец - опи- рается на Православие. Путь к такой антроподицее становится, таким образом, возможным лишь благодаря Силе Божьей. Так грешный человек становится святым. Таким образом, его духов- ное делание выступает как первичное и определяет его осталь- ную деятельность и мироощущение. Антроподицея о. Павла символична. Диалектика символа и символическое понимание мира являются тонкими инструментами, помогающих изучению затрагиваемых проблем. В первой части книги "У водоразделов мысли" существен- ное внимание уделяется вербальной деятельности человека. Термин выступает здесь "как твердое орудие мысли". Через осознание и диалектику мысли человек приходит к постижению смысла символа и далее, к молитвенному обращению к Имени Божьему, неотделимого от Господа, что есть "живое вхождение в Именуемого". Вторая часть книги посвящена орудийной хозяйственной деятельности. В основе этой деятельности лежит антиномия Природы и Культуры. Орудия являются проекциями органов чело- веческого тела, построенные разумом. Следовательно, хозяй- ство является совокупностью символов человеческого духа. Аналогично и Природа рассматривается Флоренским как символ человеческого духа, в чем проявляется единство Микрокосма и Макрокосма. Греховная природа человека нарушает единство человека и мира. Эта угроза, исходящая от "самости" человека, угроза и Природе, и самому себе, может быть преодолена, как указывает о. Павел, ссылаясь на Василия Великого, "точным наблюдением самого себя", которое дает "достаточное руководство к позна- нию Бога". В поэтичном введении к книге, "На Маковце", о. Павел говорит о тайне Времени, раскрывающейся в тайне вечера и ут- ра из "Книги Бытия". Флоренский дает читателю возможность узнать о самых сокровенных переживаниях автора, что является своеобразным методом пробуждения мысли и подачи своих идей. Размышления, подаваемые в свободной форме, подводят читателя к мысли, что символика чувственных переживаний может привес- ти к раскрытию многих тайн мира. Напомним, что слово "сим- вол" происходит из греческого _______, что значит "состав- ляю", "соединяю". В Древней Греции существовал такой обычай: друзья, расставаясь, брали какой-нибудь предмет (глиняную лампадку, статуэтку или навощеную табличку с надписью) и разламывали пополам. По прошествии многих лет эти друзья или их потомки при встрече узнавали друг друга убедившись, что обе части соединяются и образуют единое целое - символ. ............
|