Астрономія у художніх творах
 Єщенко Анна Ігорівна, Учениця 10-Б класу Харківської спеціалізованої Школи І-ІІІ ступенів №16 Харківської міської ради Харківської області
 м. Харків - 2010 р.
  Вступление
 Еще с давних времен астрономия была составной частью обучения. Связано это с важным значением астрономических знаний для развития цивилизации. У астрономии были две основные задачи: научить человека ориентироваться в пространстве и во времени и задача определения места и роли человека во Вселенной.
 К сожалению, на изучение астрономии в школе отводится мало времени, поэтому изучить глубоко этот предмет очень сложно, но влюбиться в восхитительный мир планет и звезд, окутанный мифами и легендами, загадками и тайнами можно с первого урока, с первой странички учебника.
 Однажды урок астрономии наша преподаватель Прущак Тамара Андреевна, которая занимается долгое время гуманитаризацией физики, начала с таких слов:
 Настала ночь, я у окна сидела, 
 А на меня Вселенная глядела.
 И сотни тысяч звезд подмигивали мне, 
 И отражался серп Луны в моем окне.
 И задала вопросы: Всегда ли мы видим серп Луны?
 Сколько звёзд можно увидеть на ночном небе?
 Вспомнили, что Луна может находиться в различных фазах, а это значит, что не всегда мы будем видеть серп Луны и т. д.
 Возникла мысль о гуманитаризации астрономии – так появилась идея написать работу.
 Затем, проанализировав учебную, научную и художественную литературу, проконсультировавшись с работниками планетария, узнав мнение известного харьковского поэта, изучив материалы по данной теме в Интернете, я не только нашла много погрешностей (их еще можно назвать литературные курьезы), то есть расхождения научных данных с текстом в художественной литературе. У меня также возникла мысль систематизировать стихотворения по изучаемым темам.
 Ведь действительно для того, чтобы разнообразить различные формы урока, вызвать интерес у учащихся к предмету, привлечь их внимание к увиденному и услышанному, дать им возможность самим описать различные явления одним из способов является метод, предложенный в моем работе, а именно Изучение астрономии в стихах.
 Так появилась эта работа.
 В разделах данной работы находятся литературные курьезы, стихи поэтов и учеников о небесных светилах, явлениях и т. д. Можно было бы сюда еще включить раздел Астрономия в искусстве, но эта отдельная огромная тема.
 Актуальность работы:
 - анализ и найденные литературные курьезы в художественной литературе, которые находятся в данной работе, могут быть использованы, как уже было сказано, на уроках астрономии;
 - анализ художественной литературы, нахождение в них ошибок стимулируют поэтов и писателей допускать как можно меньше погрешностей в произведениях, т.к. эти ошибки могут формировать неправильное или искаженное восприятие окружающего мира., а ученики учатся анализировать прочитанное;
 - изучение астрономии с помощью стихотворений и художественных произведений не только открывает нам красоту Вселенной, но и помогает увидеть красоту природы, слова, поэзии. 
 Цель работы:
 найти в художественной литературе научные факты, показать возможность изучения астрономии в стихах, найти ошибки с точки зрения науки
 Задачи работы:
 - ознакомиться и изучить художественную и научную литературу;
 - научиться анализировать прочитанное;
 - еще раз показать красоту Вселенной и поэзии;
 - изучить и показать отражение восприятия окружающего нас мира, которое мы находим в поэзии;
 - вынести результаты работы на ученическую аудиторию с целью привлечь внимание слушателей к удивительной и иногда неожиданной красоте окружающего мира и искусства;
 - обмен мыслями и знаниями с участниками защиты научных работ.
 Первая часть работы состояла из подбора стихотворений и их анализа.  ............