1. Организация аудита в РФ и его нормативно-правовое регулирование.
Аудит (аудиторская деятельность) — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц). Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Основной вид аудиторской деятельности — это проведение аудиторской проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности с выдачей официального аудиторского заключения. Аудит представляет собой одну из форм финансового контроля и осуществляется наряду с другими его видами: государственным финансовым контролем и ревизией.
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Существует две основные концепции регулирования аудиторской деятельности: согласно первой концепции аудиторская деятельность строго регулируется централизованными органами, на которые возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью (Австрия, Испания, Франция, Германия). Согласно другой концепции аудит ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других экономических субъектов. Аудиторская деятельность в некотором роде саморегулируется и регулируется в основном общественными аудиторскими образованиями (США, Великобритания).
В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих ее деятельность, определения роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.
1. В правовом плане ее можно выстроить в следующем порядке;
1)Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ, от 07.08.2001 г. Он определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе;
2)Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Постановлением Правительства РФ от 23.08.2002 г. № 696 утверждено 6 стандартов аудиторской деятельности.
Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудиторских услуг;
3) внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, установленные правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям. Регулируют особенности аудита по видам: общий, страховой, банковый. Например, Приказ Минфина РФ от 07.03.2002 г. N» 47 «Об утверждении положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов в РФ»;
4)внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов и практики аудита. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм, используются при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг.
2. В организационном плане систему регулирования аудиторской деятельности можно представить следующим образом.
Министерство финансов РФ:
1) уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ;
2) Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе;
3) Департамент организации аудиторской деятельности VAHA;
4) акредитированные профессиональные объединения;
5) аудиторские организации, индивидуальные аудиторы.
Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться указами Президента РФ, которые не должны противоречить федеральному законодательству. ............