Часть полного текста документа:Авель Вещий (1757-1841) Едва ли не самый знаменитый русский пророк родился в Алексинском уезде Тульской губернии. Родом был из крестьянской семьи. С юных лет начал он странствовать по святой Руси. Тогда он звался Василием Васильевым. В 1785 г. принял постриг в Валаамском монастыре, но предпочел жить отшельником. Однажды случилось отшельнику некое "видение", после коего начал он писать и сказывать, что у кого на роду начертано. "И ходил он тако по разным монастырям и пустыням девять годов", - сказано в "Житии и страданиях отца и монаха Авеля ". В Николо-Бабаевском монастыре, что в Костромской епархии, сочинил Авель "книгу мудрую и премудрую, в ней же написано о царской фамилии. В то же время царствовала в российской земле вторая Екатерина... Настоятель же собрал братию и сотвориша совет: ту книгу и отца Авеля отправить в Кострому, в духовную консисторию; и бысть тако отправлен". Архиерей по прочтении книги, где упоминались "различные царские имена и царские секреты", сказал испуганно Авелю: "Сия твоя книга написана смертною казнию". Губернатор перепугался еще сильнее и приказал под строгим конвоем отвезти монаха в столицу к самому "главнокомандующему Сената " генералу Самойлову. Тот рассказал в Зимнем дворце о монахе, помутившемся разумом и дерзнувшем возвести "великие на царский дом хулы ". Приговор Екатерины был краток: в Шлиссельбург. Пусть-де там посидит до предсказанной смерти императрицы. Если он такой умник, то сидеть ему осталось немного - ведь он пророчил скорую смерть, в том же году. Через десять месяцев и десять дней - точно как и было предречено - императрица отдала Богу душу. Про Авеля, как водится, забыли, и томиться бы ему в каземате до скончания дней. Но попалась премудрая книга на глаза князю Куракину, и по прочтении он немедля передал ее императору Павлу I. Пораженный исполнением пророчества о собственной матушке, государь призвал к себе Авеля и всячески его обласкал. Пророка поселили в Невской лавре, однако вскоре он ушел на Валаам. Здесь сочинил еще одну книгу, в которой предрекал скорый конец своему благодетелю Павлу I. И завертелось обычное колесо сыска: митрополит отправляет мерзопакостное сочинение Авеля в секретную палату; взбешенный государь повелевает заключить неблагодарного предвещателя в Петропавловскую крепость... Через десять месяцев и десять дней (опять!) пророчество сбылось. Казалось, пора бы монаху уж и утихомириться, не беспокоить высоких особ мрачными пророчествами. Не тут-то было! В своем новом сочинении Авель предрекал, "как будет Москва взята французами и в который год ". И эта рукопись дошла до императора (на троне был уже Александр I), и он поступил так же, как его царственные предшественники: повелел заключить монаха в Соловецкую тюрьму и "быть ему там дотоле, пока не сбудутся его пророчества". Они и сбылись - через десять лет и десять месяцев (опять две роковые десятки!). В сентябре 1812 г. Александр I, отличавшийся превосходной памятью, приказал князю Голицыну написать от своего имени письмо в Соловки: "Монаха отца Авеля исключить из числа колодников и включить его в число монахов на всю полную свободу... Если он жив и здоров, то ехал бы к нам в Петербург, мы желаем его видеть и с ним нечто поговорить". Архимандрит, плохо относившийся к старцу, и его сподручные решили уморить предсказателя, лишив его пищи. ............ |