Введение
Одним из важнейших инструментов социологического исследования является анкетирование респондентов.
Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Он является почти универсальным методом. При соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении.
С развитием информационных систем и возрастающим влиянием Интернет технологий наступил новый этап в сфере социологических исследований. В настоящий момент именно благодаря всемирной сети легко проводить опросы и анкетирования большой и разноплановой аудитории.
Подобный способ сбора информации имеет больше преимуществ в сравнении с традиционными методами. Во-первых, Интернет-опрос позволяет охватить значительные географические территории. Во-вторых, результаты можно получить в любой момент. К тому же, подобный способ изучения общественного мнения значительно снижает трудовые и финансовые затраты.
Высокая эффективность метода проведения опросов в Интернете связана с тем, что благодаря своим коммуникативным свойствам, он максимально «сближает» анкетируемого и интервьюера. Кроме того, Интернет позволяет существенно снизить время, затрачиваемое на прохождение анкеты по цепочке «интервьюер — анкетируемый — заполненная анкета — введение анкеты в базу данных — анализ анкеты — представление результатов в графическом виде». Современные информационные средства позволяют уменьшить время прохождения данных по этой цепи буквально до нескольких минут. Для сравнения, выполнение всех этих этапов вручную требует, по меньшей мере, нескольких дней.
К числу отличительных особенностей проведения опросов с использованием Интернета также относится их невысокая стоимость, автоматизация процесса опроса и анализа его результатов, и возможность сосредоточения опроса на целевой аудитории.
Проведение анкетирования при отсутствии автоматизированной системы — весьма трудоемкий процесс, требующий больших человеческих ресурсов. Подведение итогов анкетирования вручную — процесс, отнимающий очень много времени, причем этом случае не исключены человеческие ошибки. Разработанная система может существенно облегчить работу отдела маркетинга, снизить временные затраты на подведение итогов анкетирования, уменьшить количество сотрудников, задействованных в процессе проведения анкетирования, а также свести к нулю вероятность ошибок при подведении итогов анкетирования.
Заказчиком данной системы выступает отдел маркетинга БФ МЭСИ. Одной из решаемых задач отдела маркетинга является проведение маркетинговых исследований. В настоящее время при реализации этой задачи отделом маркетинга затрачиваются определенные ресурсы, как материальные, так и человеческие. Процесс проведения анкетирования от подготовки до непосредственного сбора анкет в БФ МЭСИ проводится вручную. Поэтому возникла необходимость в создании Web-приложения, которая сможет автоматизировать бизнес-процессы проведения маркетингового исследования.
Основная бизнес цель проекта – снижение издержек при проведении маркетинговых исследований в БФ МЭСИ. Достижение этой цели планируется за счет автоматизации процесса анкетирования и процесса обработки данных с помощью Web-приложения.
1. ............