Часть полного текста документа:Авторитет как управляемое уважение Авторитеты мощно воздействуют на нас, причем делают это незаметно. Достаточно одного символа авторитета, чтобы повлиять на наше поведение. Внешние признаки силы и авторитета могут быть смоделированы очень легко, что доказывается многочисленными примерами. Роберт Чалдини (Robert B. Cialdini), профессор психологии Аризонского университета в Темпле. Видимость, а не суть Некоторые из символов авторитета неизменно побуждают нас идти на уступки в отсутствие действительного авторитета. Они часто используются теми "профессионалами уступчивости", которые на самом деле не являются авторитетами. Мошенники-виртуозы, например, создают вокруг себя "облако авторитета" из соответствующих титулов, личных вещей и одежды. Они обычно с важным видом выходят из шикарного автомобиля, элегантно одетые, и представляются своей предполагаемой "жертве" докторами, судьями, профессорами или специальными уполномоченными Такого-то. Они понимают, что подобная экипировка увеличивает их шансы на успех. Каждый из упомянутых выше трех типов символов авторитета имеет собственную историю и заслуживает подробного рассмотрения. Титулы Титулы, в отличие от других символов авторитета, чрезвычайно трудно и вместе с тем очень легко приобрести. Чтобы честным способом заработать титул, требуются годы напряженного труда. Однако тот, кто не хочет прилагать больших усилий, может просто навесить на себя соответствующий ярлык и тем самым автоматически вызвать к себе уважение. Именно так поступают актеры, играющие в телевизионных рекламных роликах, и мошенники-виртуозы. Я недавно говорил со своим другом - профессором известного восточного университета. Его рассказ лишний раз убедил меня в том, что на нас очень часто влияет именно титул, а не сущность человека, заявляющего свои права на него. Мой друг довольно много путешествует и часто беседует с незнакомцами в барах, ресторанах и аэропортах. Он говорит, что большой жизненный опыт научил его никогда не пользоваться своим титулом во время таких бесед. Мой друг говорит, что, когда он все-таки сообщает о своем профессорском звании, характер взаимодействия немедленно меняется. Люди, которые были непосредственными и интересными собеседниками, становятся почтительными, скучными и начинают соглашаться с каждым его словом. Моего друга такие перемены удивляют и даже несколько раздражают. Он недоумевает: "Я ведь все тот же парень, с которым они говорили последние тридцать минут, верно?" Теперь мой друг в таких ситуациях предпочитает что-нибудь сочинять относительно своей профессии. Этот пример является нетипичным. Чаще люди - в наибольшей степени это относится к "профессионалам уступчивости" - присваивают себе титулы, которых они на самом деле не имеют. Подобная нечестность говорит о том, что в большинстве случаев достаточно одного символа авторитета, чтобы повлиять на наше поведение. Стоит ненадолго отклониться от темы, чтобы проследить показательную во многих отношениях связь между статусом и восприятием размеров. Оценивая размер монет, дети склонны преувеличивать размер более "дорогих" монет. Восприятие взрослых также подвержено подобному искажению. Дьюксом и Беваном было проведено следующее исследование. ............ |