Часть полного текста документа:Аюрведа как духовная наука Олег Гадецкий Аюрведа - сегодня это, пожалуй, самая известная область ведической науки, которая привлекает всех: и тех, кого просто волнуют вопросы здоровья, и тех, кто ставит перед собой серьезные духовные цели. С чем это связано? Попробуем сказать несколько слов на эту тему.Слово аюрведа состоит из двух слов: аюр- "жизнь", веда - "знание" или "наука". Соответственно, аюрведа - это наука о жизни или знание о том, как жить.Звучит очень фундаментально. Но не случайно это так. Согласно Ведам человеческое тело является даром Бога, ибо воплощенная в нем душа, заточенная в темнице материального мира, получает возможность вырваться из круговорота рождения и смерти. Однако, чтобы эта возможность была реализована необходимо в равной степени знать как законы чистой духовной реальности, так и законы, по которым устроено наше тело. И вот о последних как раз и говорит аюрведа. Законы нашего тела могут быть поняты на разных уровнях. В зависимости от того, на каком уровне мы их осмысляем, мы можем понимать аюрведу или очень примитивно - как знание о здоровье грубого физического тела, что, к сожалению, чаще всего сегодня и происходит, или же такой, какой она изначально дается в Ведах - как науку об освобождении. В самих Ведах эти два уровня аюрведы обозначаются как арогья и свастьяя. Поверхностный взгляд на аюрведу хорошо проявлен в литературе, которой очень много на книжных развалах. Поэтому попробуем немного восполнить пробел в понимании того, что такое аюрведа как духовная наука. По большому счету, если не держать в уме именно этот акцент, то будут возникать серьезные погрешности в правильности понимания практических рекомендаций аюрведы. Много недоразумений и неправильных толкований связано с этим. Поэтому даже тот, кто заинтересован лишь в том, чтобы улучшить свое физическое здоровье, должен более полно понять эту науку аюрведы. Итак, о каких же законах идет речь? Что в самом общем случае имеется в виду? Все в этом мире состоит из материальной энергии, все предметы и явления, которые связаны с этим миром, являются проявлением материальной энергии. При этом сама материальная энергия согласно Ведам имеет три различных уровня проявления: тамас, раджас и саттва, или невежество, страсть и благость. Невежество и страсть сковывают нас, множат наши страдания. Говорится, что счастье в тамасе (невежестве) - это полная иллюзия. Человек принимает за счастье то, что на самом деле причиняет ему одни страдания. Это счастье наркомана, который мучается, не получив своей дозы, но получив ее, считает, что становится счастливым. Счастье в раджасе (страсти) реально присутствует, однако оно является мимолетным и исчезает сразу же вслед за своим появлением. Это счастье большинства людей. Пример его прост: мы едим то, что доставляет наслаждение нашим чувствам, но если мы не дай Бог переели или недоели (сегодня это случается чаще), то будут страдания. Но даже если мы съели столько, сколько нужно, чтобы вывести энергию счастья в раджасе на пик, то все равно уже через какое-то мгновение она начинает ниспадать и в конце концов исчезает, и нам нужно вновь прикладывать усилия, чтобы достичь какого-то удовлетворения. ............ |