Часть полного текста документа:Беспредметное искусство И. Маца Беспредметное искусство - завершение левого формализма по пути к отысканию "абсолютного искусства". В развитии буржуазного искусства конца прошлого столетия во все более ясных формах выявлялось стремление художников к отходу от простого показа явлений и предметов как они есть (натурализм , реализм ), какими мы их желаем видеть или знать (идеализация, романтизм) и какими мы их в определенном промежутке времени в определенных внешних условиях воспринимаем (импрессионизм). Вместо этого выдвигались тенденции к "раскрытию внутренней сущности" предметов и явлений путем формально-суммирующей передачи их. Эти тенденции в процессе своего развития дали ряд направлений (Сезанн, Матисс, кубисты, футуристы и пр.) и привели к полному отрицанию всякой предметности, с одной стороны, ради "научно-объективированной" организации форм (супрематизм, reine Gestaltungskunst, псевдоконструктивизм), а с другой - ради свободной, "творческой" игры их (чистый экспрессионизм , дадаизм ). Беспредметники пришли к "чистой форме", к "форме форм", к "чистому" оформлению абстрактных идей и чувственных ощущений. Идеалом их является та "абсолютная" выразительность, которая присуща "чистой" - лишенной всякого тематического содержания - музыке. Если в музыке можно достигнуть максимума выразительности путем соответствующей комбинации и ритмизации звуков, которые сами никакого содержания не имеют, как полагают беспредметники, то почему не достичь того же самого путем комбинации и организации никаким "содержанием" не связанных геометрических форм, цветов, материалов ("вещей") или даже букв. Подобные гипертрофические формы и отход от "литературщины", сюжетности и предмета в буржуазном искусстве могут быть объяснены только целым рядом причин, связанных, с одной стороны, с тенденциями научной объективации производственных процессов развитого индустриализма (имеющими свое своеобразное преломление в кубизме) и, с другой - с наступившим во втором десятилетии XX в., до войны 1914-1918 обострением социально-экономического кризиса, который поставил вопрос о существовании всего "старого порядка" в целом, с особенной остротой для мелких и средних слоев буржуазии. Б. И. и есть двуликая форма "самоспасения" буржуазной психо-идеологии: спасение в "абсолютных" нормах законов физики, геометрии, оптики, переведенных на яз. искусства (супрематизм, Gestaltungskunst), и "спасение" в форме крайне субъективного, мистического "одушевления" этих же законов и их "чистой" выразительности (экспрессионизм). В области литературы лозунги Б. И. нашли свое применение сначала у футуристов (западных и русских), потом в более последовательной форме у дадаистов (Швейцария, Франция, Германия), у "мёрзистов" (в Германии) и у некоторых "поэтов-конструктивистов" (см. "Конструктивизм"). В России футуристы "уничтожали предметы ради ритма", они в идеале хотели создать поэзию, "где остается чистый ритм и темп как движение и время", где "ритм и темп опираются на буквы, как знаки, заключающие в себе тот или иной звук". Но у них звуковые поэмы все еще остались очень близкими по характеру к импрессионизму , - они строились по принципу подражания тому или другому внешнему явлению (например шум аэроплана, автомобиля) или отражения впечатлений от таковых. "Настоящий поэт беспредметник в идеале пользуется для построения своих стихотворений словами, никакого логического значения не имеющими, как исключительно звуковым составом. ............ |