Часть полного текста документа:Библиография литературы А. Г. Фомин Зародившись в древней Греции, наряду с критикой и теорией литературы, история литературы с первой эпохи своего существования была тесно связана с библиографией. У александрийских ученых в III в. до христ. эры критика текстов литературных памятников и их комментирование шло рядом с приведением их в порядок, систематизацией и Б. описанием. В средние века история литературы представляла собою Б. перечни литературных произведений, их изложение и комментирование, собрание биографических сведений о писателях в форме сборников, словарей, каталогов. С эпохи Возрождения (XIV в.) в изучении литературы начинает развиваться филологическое направление, с XVI в. - эстетическое. Наряду с ними в истории литературы в XVI и XVII вв. попрежнему было сильно распространено Б. направление, многие историко-литературные работы сливались с био-библиографией. Только в конце XVIII в., в трудах И. Г. Гердера ("Ueber den Ursprung der Sprache", Berlin, 1772; "Von deutscher Art und Kunst", Hamburg, 1773; "Volkslieder oder Stimmen der Volker in Liedern", Weimar, 1778-1779), история литературы уже не отождествляется с Б., с перечнем литературных произведений и собранием биографических сведений о писателях, а понимается как изучение литературной эволюции. Уделяя значительное внимание Б. работам, немецкие романтики углубляют и развивают взгляды Гердера на историю литературы (Коган П. С., Роль Б. в учении немецких романтиков, "Книговедение", 1895, № 4-5, прилож.). Перестав в XIX в. отождествляться с Б., развивая исторический, сравнительно-исторический и филологический методы изучения, история литературы на Западе не порвала тесной связи с Б. Утратив главенствующую роль в истории литературы, Б. осталась в ней как один из важных ее элементов. Наряду с этим в XIX и XX вв. на Западе появилось множество специальных работ по Б. Л. и ее истории, среди которых немало ценных (перечни их см. ниже). Первая из известных русских попыток описать произведения древней письменности относится к 1288, когда волынский летописец сделал перечневую роспись книг, пожертвованных кн. Владимиром Васильковичем в разные церкви. От XV-XVII вв. сохранился ряд описаний памятников древней письменности, из которых наиболее замечательны: описание рукописей Кирилло-белозерского монастыря (кон. XV в.) и "Оглавление книг, кто их сложил" (кон. XVII в.). Эти описания, дающие ценный материал для историка литературы, в свое время не имели в виду изучения литературы, а преследовали церковные и охранные цели. Так. обр. изучение русской литературы на первых этапах, как и на Западе, было тесно связано с Б. Несмотря на то, что при посредстве знаменитого немецкого историка А. Л. Шлецера, жившего в 1761-1769 в России и работавшего в нашей Академии наук, к нам проникли филологический метод и идея прагматизма в истории, - изучение литературы в XVIII в. было чуждо прагматической точки зрения и сводилось к Б. описанию, к опубликованию памятников русской древней письменности, к составлению словарей, особенно био-библиографических. В начале XIX в. остро почувствовался недостаток в материалах для создания истории русской литературы; большинство ученых, посвятивших себя ее изучению, уклоняясь от обобщающих историко-литературных работ, сосредоточило в первой половине XIX в. свое главное внимание на розыскании памятников русской древней письменности и Б. описании их. ............ |