Часть полного текста документа:Биллинг неголосовых услуг Александр Голышко Когда компании-операторы рассказывают о вводе новых услуг, как о единственной цели, они имеют в виду отнюдь не услуги как таковые, а деньги, которые внедряемый сервис может принести своему "хозяину". Однако сначала оператору нужно решить задачу превращения разнообразного сервиса в звонкую монету, отдаваемую абонентом, ибо не все так просто и однозначно в инфокоммуникационном мире, где все сети стали мультисервисными. Вот тут и нужно решить два основных вопроса современности - за что брать деньги и как именно это делать? Неголосовые услуги Раньше все было просто: одна сеть - одна услуга. Потерявший столетие назад пальму первенства телеграф до сих пор занимается передачей данных, а все передаваемые знаки пересчитываются и умножаются на "тариф за штуку". До сих пор доминируют голосовые услуги в сетях с коммутацией каналов, где достаточно засечь время занятия канала по выбранному адресу и сопоставить его с установленными тарифами. Однако диверсификация услуг, на которую операторов толкает рынок, да и новые сетевые технологии активно наполняют инфраструктуру связи так называемыми неголосовыми услугами (VAS - Value Added Services). Могут быть и другие причины (рис. 1). К примеру, компании-операторы, входящие в ОАО "Связьинвест", являются монополистами проводной телефонной связи, а цены на их основные услуги регулируются государством. Зато тарифы на дополнительные услуги они вправе устанавливать самостоятельно, что им, естественно, интересно. В частности, по сообщениям CNews, за прошедший год их доходы от предоставления услуг доступа в Интернет и IP-телефонии увеличились более чем в полтора раза (4,7 млрд руб.). Прогноз на текущий год - 7,3 млрд руб. С мобильной связью сегодня тоже связаны такие понятия, как SMS, доступ в Интернет, электронная почта, игры, фото и видео, MMS, определение местоположения абонента (location-based services) и пр. Причем их популярность с каждым годом становится все ощутимее. Например, в некоторых развитых странах (Японии, Швеции и др.) до 20% расходов на мобильную связь абоненты тратят именно на VAS. В России беспрецедентный рост абонентской базы сотовых сетей также спровоцировал интенсивное увеличение выручки от VAS и даже привел к формированию новой аудитории потребителей. К примеру, вот уже три года рост трафика SMS составляет 150% в год, хотя по интенсивности использования SMS Россия отстает от более развитых рынков (рис. 2). Кстати, термин "мобильная связь" часто ассоциируют именно с мобильной голосовой связью, а все остальные услуги называют уже более конкретно - "мобильное видео" и пр. Просто голосовая связь в мобильных сетях пока организована "по старинке" с использованием коммутации каналов (в сетях 3G она постепенно должна перейти на IP), тогда как большинство современных дополнительных услуг (VAS) использует передачу данных. Ну, а широкополосный доступ, о котором давно все не только говорят, но и активно его строят, вкупе с сетями NGN вообще готов предложить потенциально любую услугу, передаваемую по IP. Сегодня инфокоммуникационный мир заговорил об IPTV с различными интерактивными возможностями. В частности, в Москве уже развивается коммерческая доставка ТВ-программ по технологии ADSL (Стрим-ТВ). Таким образом, сегодня операторы едины в намерении развивать неголосовые услуги, а различия в подходах могут касаться маркетинговых аспектов их запуска и популяризации, технических возможностей операторов... ............ |