Часть полного текста документа:Индекс группа: 3-99 БУБ № 2170 Фамилия, имя, отчество студента: Пушкина Арина Николаевна Домашний адрес: г. Киев, ул. Энтузиастов, дом 11/1, кв. 91. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: "УКРАИНСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ КУЛЬТУРА" тема № 10 "Братские школы и их роль в развитии культуры" Методист деканату Дайнюк Татьяна Владимировна г. Киев 1999 год План: 1. Вступление. ст.3 2. Борьба между православием и католицизмом XIV - XVI ст. Последствия отказа украинской знати от православия ст.3 3. Возрождение православия и культуры Украины. Константин Острозкий и Острозкая академия. ст.5 4. Роль Братств и Братских школ в возрождении православия и культуры Украины. ст. 6 5. Вывод. cт. 10 2 Братские школы и их роль в развитии культуры. Борьба за сохранение культурной самобытности давно стала одной из основных тем в истории украинцев. Постоянно находясь под властью чужеземных государств, они неоднократно испытывали попытки ассимиляции господствующей культурой. XIV - XVI ст., со времен существования Киевской Руси, времена, когда Украина находилась под Литовско-польской властью Основным вопросом культурной жизни Украины в эти времена, был национальной вопрос. Он влиял на всю политическую, социальную, экономическую и в первую очередь духовную жизнь народа. В Большом Княжестве Литовском "русский элемент" (не чисто украинский, так как наравне с ним выступал и белорусский) был господствующим по отношению к языку и церкви включительно. Вследствие постепенной победы Польши с ее развитой культурой, вносился и польский элемент, и между этими различными элементами началась борьба, борьба между православием и католицизмом (в то время для всех европейцев религия была основным идеологическим вопросом), она возложила начало первой в украинской истории большой идеологической дискуссии. Православие в эти времена по-прежнему оставалось синонимом культуры. Его роль в украинском обществе возрастала (из-за отсутствия собственного государства церковь служила для украинцев единым институтом выражения их самобытности). Однако как раз тогда, когда ощущалась потребность в сильной и вдохновляющей православной церкви, она попала в состояние глубокого упадка. Навязывание католической веры на Украине имело катастрофические последствия, первой сдалась украинская знать, как и каждая знать, она была чувствительной к собственному социальному статусу, и связь с религией и 3 культурой (а православие считались неполноценным) глубоко поражала ее самолюбие. Вследствие этого украинские аристократы стали массово отрекаться от веры отцов и принимать католицизм, а с ним польский язык и культуру. В 1610 г. в преисполненному скорби трактате "Тренос", или "Плач Святой Восточной Церкви" ведущий представитель православия оплакивал потерю ее самых знатных родов: "Где в данное время бесценные бриллианты православной короны, прославленные роды князей - Острозкие, Слуцкие, Збаражские, Заславские, Пронские, Горские ..... Где в данное время те, что окружали их... ............ |