Часть полного текста документа:МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ Кафедра статистики, учета и аудита Информационно-аналитическая справка на тему: "Бюджетирование в системе финансового менеджмента" Выполнила: студентка 5 курса факультета МЭО 3 ак. гр. Симонян Алина Научный руководитель: проф. Пучкова С.И. Москва, 2001 Содержание §1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 3 §2. ПРОЦЕСС БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 3 §3. ВИДЫ БЮДЖЕТОВ 6 ЗАДАНИЕ 1. 9 ЗАДАНИЕ 2. 13 §1. Понятие бюджетирования Бюджет - это план деятельности предприятия в числовом выражении на определенный период времени, как правило, до одного года. Главные цели бюджетирования: 1. Планирование и контроль. Бюджет является воплощением долгосрочного плана в текущем периоде. Контроль за результатами деятельности предприятия осуществляется путем сопоставления бюджетируемых и фактических результатов деятельности и последующим детальным анализом причин отклонений. 2. Распределение ответственности - делегирование ответственности за понесенные издержки, полученные доходы и прибыль. 3. Оптимизация. Бюджет обеспечивает наилучшее использование ограниченных ресурсов. 4. Мотивация персонала. Бюджет предоставляет сотрудникам информацию о намеченных целях в количественном выражении и обеспечивает возможность оценить эффективность их работы. §2. Процесс бюджетирования I. Определение главного фактора бюджетирования (principal budget factor), то есть фактора, который ограничивает деятельность предприятия в краткосрочном периоде. Обычно таким фактором является предельный объем продаж, определяемый текущим рыночным спросом. Таким фактором могут быть также производственные мощности предприятия, наличие квалифицированных трудовых ресурсов или редких материалов и др. Весь дальнейший процесс бюджетирования будет строится с учетом выбранного главного фактора. II. Разработка ключевого бюджета (key budget), т.е. бюджета по выбранному главному фактору. Чаще всего это бюджет продаж. Его построение включает детальное планирование физического объема продаж, цен и выручки по всем видам продукции. III. Разработка функциональных, или операционных бюджетов (functional budgets), т.е. бюджетов, направленных на обеспечение выполнения ключевого бюджета. В первую очередь это бюджет производства. Его построение осуществляется исходя из объема продаж, наличия запасов на начало периода и минимального уровня запасов готовой продукции, который предприятие поддерживает в соответствии со своей внутренней политикой. Итак, для каждого вида продукции и для каждого периода (месяца, квартала): планируемый объем производства = планируемый объем продаж + + требуемые запасы на конец периода - запасы на начало периода. Бюджет производства строится только в количественном выражении (без стоимостного). На основе бюджета производства разрабатываются: - бюджет трудовых затрат (labour budget) в количественном (чел.-часы) и стоимостном выражении; - бюджет расходования материалов (materials usage budget) - в количественном выражении. Далее строится бюджет закупки материалов (materials purchase budget) с учетом данных бюджета расходования материалов, объема запасов материалов на начало периода и требуемого для поддержания уровня запасов материалов. После этого составляются бюджеты накладных расходов. ............ |