Часть полного текста документа:Чарльз Рид Рид Чарльз (Charles Reade, 1814-1884) - английский романист и драматург. Начал свою литературную деятельность как драматург. Пьесы Рида - "Ladies Battle" (Женская война, 1851), "Angelo" (Анджело, 1851), "Masks and faces" (Маски и лица, 1852 (впоследствии переделанная в роман под названием "Peg Woffington", 1853)) и "Gold" (Золото, 1853) - не имели успеха (за исключением "Масок и лиц", считавшейся одним из его лучших произведений), и Рид, перейдя к прозе, приобрел известность социальным романом "It's never too late to mend" (Никогда не поздно исправиться, 1856), изображающим злоупотребления в тюрьмах. За ним последовала серия авантюрно-плутовских и уголовных "сенсационных" романов: "The course of true love never did run smooth" (Любовь никогда не протекает гладко, 1857), "Jack of all trades" (На все руки от скуки, 1858), "The autobiography of a thief" (Автобиография вора, 1858), "White lies" (Ложь, 1860) и бытовой роман из жизни шотландских рыбаков "Christie Johnstone" (Христи Джонстон, 1853). В 1861 вышел исторический роман Р. "The cloister and the hearth" (Монастырь и дом), изображающий Голландию XV в. и выдержанный в тонах романтической традиции Скотта-Бульвера. В дальнейшем Рид вернулся к актуальной социальной тематике и после романа "Никогда не поздно исправиться" выпустил "Hard cash" (Наличные, 1863), где изобразил вопиющие условия в домах для умалишенных; в 1869 вышел "Foul play" (Преступные дела), описывающий преступные махинации судовладельцев, а затем Р. выпустил реформистские романы "Put yourself in his place" (Поставьте себя на его место, 1870) и "A woman-hater" (Женоненавистник, 1877), изображающие нищету деревенского населения. Из сенсационных романов последнего периода интересны: "Griffith Gaunt" (Гриффит Гонт, 1866), "The wandering heir" (Наследник-скиталец, 1875; действие этих двух романов происходит в XVIII в.), "A simpleton" (Простофиля, 1873) и "A perilous secret" (Опасная тайна, 1884); несколько особняком стоит роман "Drink" (Пьянство, 1879), написанный под влиянием романа Золя "L'assommoir" (Западня). Р., дворянин по происхождению (сын оксфордского сквайра), смыкается с реформистской мелкой буржуазией, отражает в своем творчестве типичные для нее противоречия - отрицательное отношение к крупной промышленной буржуазии и симпатию к пролетариату, но наряду с этим боязнь социальной революции. Отсюда частичная критика существующего общественного строя, требование реформ и примиренчество к системе в целом. В творчестве Рида, как и в социальной литературе, порожденной чартистским движением, вообще нет попытки сокрушить капитализм, а лишь стремление внести в него поправки для предотвращения революции. Отметим однако противоречия между актуальной социально-политической тематикой и методом, которым Р. трактует свой материал. Р. доводит распространенные в его время принципы сенсационного романа (гиперболизация, риторичность и мелодраматичность) до абсурда. Психологический анализ (за исключением "Монастыря и дома" и "Гриффита Гонта") у него почти отсутствует. Р. широко применяет приемы сенсационной романтики Радклифф, применяя их к новой конкретно-исторической обстановке. Полуразрушенные замки заменяются урбанистическим фоном зловонных улиц, чердаков и подвалов, долговых тюрем и пр.; жестокий граф, герой готического романа, превращается в бесчестного коммерсанта, судовладельца, судебного инспектора и т. п., сохраняя однако черты традиционного злодея. В настоящее время социальные романы Рида представляют интерес лишь для изучающего историю Англии, так как содержат богатый документальный материал. ............ |