Министерство образования Республики Беларусь
 Учреждение образования
 “Белорусский государственный университет транспорта”
 Кафедра “Философия, история, политология”
  
 РЕФЕРАТ
 По дисциплине “Культурология”
 на тему
 Человек как биологическое, социальное и культурное существо
 Выполнила
 студентка 1 курса Коровкина А.
 Преподаватель Козороз И.Н.
 Гомель 2005
  Социальная структура человека, как и любая структура общественных явлений повседневной жизни, конечно, предполагает систематизацию наших представлений о наиболее важных свойствах изучаемого объекта. Понимая человека как социоприродное существо, делая акцент на определяющем значении социального в иерархии его качеств, биогенетические характеристики оказываются как бы на последнем плане. Но это вовсе не означает недооценки их роли, первичности в процессе становления личности. Основные компоненты социальной структуры человека— социально-типические, социально и индивидуально-психологические, биолого-физиологические, генетические — находятся в органической взаимосвязи, определяя целостность человека. Но каждый из компонентов может рассматриваться как относительно самостоятельный, исторически изменчивый внутри самого себя (например, классовая, национальная принадлежность, характер трудовой, коммуникативной, духовной жизнедеятельности), и во взаимосвязи с другими. Это касается биолого-генетических детерминант социальных качеств человека.
 Биолого-физиологическая природа личности изменчива и на современном этапе требуется ее переосмысление.
 Клод Леви-Стросс — один из основных представителей французского структурализма, оценивая взаимосвязь социального и природного, пишет: «Если с появлением общества действительно происходит тройной переход от природы к культуре, от чувственного к рациональному, от животного к человеческому, то человеку уже в естественном состоянии необходимо приписать существенную способность, которая побуждает его преодолеть эти препятствия. Способность эта одновременно природна и культурна, чувственна и рациональна, животна и человечна и переходит из одного плана в другой лишь при условии осознания»1.
 Суть концепции Леви-Стросса в обнаружении единства физических, физиологических, психологических, социальных и духовных закономерностей, и в этом смысле он провозглашает необходимость редукции культуры к природе. Теория «нового гуманизма», не знающего сословных и расовых ограничений, в основе своей имеет идею «сверхрационализма», предполагающего единство чувственного и рационального, опирающегося на «логику чувственных качеств» как прообраз современной науки.
 В этой позиции ученого, сформировавшейся в результате глубоких этнографических, культурно-антропологических и структурно-лингвистических исследований, выделяются два важнейших постулата. Во-первых, история обществ мыслится конкретно как последовательность сменяющихся во времени социальных состояний. В индустриальном обществе человек стремится производить и потреблять как можно больше информации, в «примитивном» — люди ограничиваются воспроизводством простых и скудных условий существования. Во-вторых, человека «нового» и «древнего» объединяют всеобщие законы культуры, функционирования человеческого разума, социума в целом.
 Эти постулаты помогают построить более или менее достоверную версию понимания взаимосвязи природного и социально-культурного в структуре современного человека.
 Биолого-генетические свойства человека — относительно самостоятельная система в иерархии различных уровней структуры личности.  ............