Часть полного текста документа: МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра философии Реферат на тему "Человек как философская проблема: ее становление и место в истории философии." Студента 2-го курса Переводческого ф-та Кречетова А.А группа 203 а/норв М О С К В А 2 0 0 0 СОДЕРЖАНИЕ: 1. ВВЕДЕНИЕ 2.1 ЧЕЛОВЕК - ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕМА ФИЛОСОФИИ 2.2 ЧЕЛОВЕК - "МАЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ" (АНТИЧНОСТЬ) 2.3 ЧЕЛОВЕК - "ТВАРНОЕ СУЩЕСТВО" (СРЕДНИЕ ВЕКА) 2.4 ЧЕЛОВЕК - "ГОСПОДИН ПРИРОДЫ" (ВОЗРОЖДЕНИЕ) 2.5 ЧЕЛОВЕК - "СУЩЕСТВО РАЗУМНОЕ" (НОВОЕ ВРЕМЯ) 3. ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ 3.1 ЧЕЛОВЕК - "ТВОРЕЦ" (НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ) 3.2 ЧЕЛОВЕК - "ЭТО МИР ЧЕЛОВЕКА" (КЛАССИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ) 3.3 ЧЕЛОВЕК - "ЭТО ДУША ЧЕЛОВЕКА" (РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ) 3.4 ЧЕЛОВЕК - ОБРЕЧЕН (ФИЛОСОФИЯ ХХ века) 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.ВВЕДЕНИЕ Если философия хочет быть полезной людям, она должна сделать человека своей центральной проблемой. И.Гердер Тема человека является для философии сквозной, традиционной и центральной. Раздел философии, в котором изучается данная проблематика, называется философской антропологией. Вопрос о том, что такое человек, для этого раздела - основной вопрос. Полное представление о человеке можно сформировать лишь в рамках междисциплинарного исследования усилиями многих наук. Поэтому в последнее время человекознание все чаще выделяется как особая область научного знания и как учебная дисциплина. Что касается философии, то она в отличие от других наук о человеке (анатомия, психология и др.) стремится постичь человека как целостное существо. Она рассматривает человека, взятого в единстве всех его сущностных сил и проявлений разнообразной духовно-практической деятельности, как существо многомерное и универсальное. 2.1 ЧЕЛОВЕК - ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕМА ФИЛОСОФИИ Вопрос о сущности и природе человека присутствует практически во всех философских школах и учениях. По словам Л.Н.Толстого, философия есть знание о челове-ческой жизни, дающее ответ на смысло-жизненный вопрос: "Для чего человеку жить?" Н.А.Бердяев подчеркивал, что проблема человека является для человека основной, и человек по сути дела "неустраним" из нее. Во всем этом проявляется гуманитарная традиция в философии ("линия Сократа - Фейербаха - Достоевского" ) с ее нацеленностью на человека как уникальное и сложнейшее явление Космоса. Разумеется, философия не сводит тему человека лишь к проблеме его происхождения и становления. Философская антропология охватывает в себе весьма широкий круг вопросов как методологического, так и мировоззренческого характера. 2.2 ЧЕЛОВЕК - "МАЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ" (АНТИЧНОСТЬ) Проблема человека была обозначена, хотя и в нераз-витой форме, уже в философии древнего мира. Известно, что в ту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть, как "малая Вселенная". Он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко даже и враждебен человеку. ............
|