МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белгородский юридический институт
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Дисциплина: Эстетическая культура.
РЕФЕРАТ
по теме: «Человек как основная тема и главный предмет исскуства».
Подготовил:
Слушатель 343 группы
Горовой П.А.
Белгород - 2008г.
Введение:
Каждая форма общественного сознания имеет свою специфику: преимущественное внимание к определённым сторонам и связям действительности, особые функции, предмет, метод, содержание, внутренние закономерности развития, формы в которых выражается мысль. Искусство возвращает аналитически расщеплённому наукой миру его целостность, оно – хранитель целостности личности, культуры, жизненного опыта человечества. Это всемирно – историческое назначение искусства. Искусство не заменяет ни одну из форм человеческой деятельности, а специфично их воссоздаёт.
Вопрос 1. Человечность искусства.
Человек и искусство: их взаимоотношения начались в ту пору, когда древний человек, казалось бы, бессильный перед непонятными, порой враждебными ему силами окружающего мира, смог противопоставить ему свое могущество — умение воспроизводить его пусть в наивных, но, тем не менее, по сей день поражающих нас глубинной точностью образах.
Возникновение искусства было закономерно и необходимо, и оно продолжало оставаться необходимым человеку на всем протяжении его истории, помогая ему познавать окружающий мир и себя самого.
Искусство выступает как деятельность, ищущая человеческий смысл во всем, что окружает человека и попадает в поле его зрения.
Таким образом, мы можем отметить, что искусство:
1. субъективно отражает мир — так, как его видит человек;
2. но, с другой стороны, создает надсубъективные ценности, поскольку всегда ведет поиск человечески общезначимого, то есть имеющего значение с точки зрения общечеловеческой природы.
Основная ценность искусства, основная тема художественного творчества — человек. Искусство стремится все свести к человеку, все вещи и явления показать в их отношении к нему. Оно само выступает как носитель человеческого взгляда на мир, и потому может быть воспринято и понято только тем, кто сам обладает развитыми чувствами и душой. Восприятие и оценка искусства обусловлены особенностями и способностями человека видеть мир, понимать его, отражая в своем сознании.
Значение искусства в современную эпоху, когда научно-технический прогресс проникает во все сферы жизни современного человеческого общества, не только не уменьшается, но возрастает. Современные достижения в области науки и техники позволяют в невиданных ранее масштабах и темпах накапливать ценности материальные, но это не значит, что они способны заменить все другие ценности.
Без духовного совершенствования человека никакие социальные блага, никакие достижения материально-технического прогресса не принесут людям полноты подлинно человеческого существования.
Однако опасен не только разрыв между материальной и духовной культурами, но и разлад между двумя составляющими духовной культуры: культурой интеллектуальной, paциональной, и культурой художественно-гуманитарной. Такой разлад становится причиной весьма распространенного в наши дни одностороннего интеллектуализма, излишней рациональности, когда абсолютизируются точное знание и выгода от его применения, когда за ценностью научной информации порой теряется представление о том, что самая большая ценность — сам человек.
Страшные призраки бесчеловечного будущего, становящегося логическим завершением расколотости духовной культуры общества, предстают в научно-фантастических повестях.
Так, например, в повести А. ............