Часть полного текста документа:"Черная легенда" об Испании в русской культуре Е. О. Калугина Образ Испании в русской культуре включал в себя не только экзотику южной природы, где "ночь лимоном и лавром пахнет", красоту испанских женщин, неистовое напряжение "балконно-кинжальных" любовных страстей, но воспринимался также сквозь призму "черной легенды". Некогда для многих в России Испания олицетворяла страну "суеверия, деспотизма и религиозного гнета", в которой царила зловещая и таинственная инквизиция, страну, где во славу Божию горели костры и "В великолепных автодафе / Сжигали злых еретиков" 1. Любопытно, что этот образ, начало которому положила в конце XVI в. "черная легенда" о Филиппе II, созданная его личным секретарем, а затем смертельным врагом Антонио Пересом, и которую впоследствии развили французы, англичане и голландцы, закрепился и в русской культуре. -------------------------- 1 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Полн. собр. соч.: В 30 Т. Л., 1976. Т.14. С. 226. Интересно, что раньше, чем в западноевропейской культуре сформировалась "черная легенда" об Испании, на Русь уже проникали сведения об испанской инквизиции. Эти известия, вероятно, вообще были первыми данными в Московии об этой далекой экзотической стране. "Сказывал посол цесарев... про шпанского короля, а имени ему не помнит, тот король очистил свою землю от ересей жидовских..."- писал новгородский архиепископ Геннадий Гонзов московскому митрополиту Зосиме, пересказывая ему "Речи" посла императора Максимилиана I - Георгия Делятора (della Torre) 2. Посол, проезжавший через Новгород летом-осенью 1480 г., сообщил архиепископу о борьбе Фердинанда Католика с ересями 3. В послании Геннадий выразил свое восхищение подобной деятельностью испанского короля, "что на лихих крепко стоит" 4. Высокая оценка инквизиционной практики Фердинанда Католика новгородским архиепископом может быть понята в связи с его собственной борьбой с ересью жидовствующих, незадолго перед тем обнаруженной им, и надеждой Геннадия на то, что опыт "шпанского короля" может оказать влияние на антицерковную политику Ивана III . ---------------------- 2 Седельников А. Д. Рассказ 1490 г. об инквизиции// Труды Комиссии по древнерусской литературе Академии наук. I. Л., 1932. С. 51; Алексеев М. П. Очерки истории испано-русских литературных отношений ХУ1-Х1Х века // Русская культура и романский мир. Л., 1985. С. 7. 3 См.: Седельников А. Д. Указ. соч. С. 49. 4 Там же. С. 50. 5 См. там же. С. 55. В рассказе Геннадия, известном под названием "Речей посла цесарева", усматривается несколько аналогий между испанским и русским "жидовством", объясняющих обостренный интерес Геннадия к институту инквизиции. Как следует из "Речей", испанская инквизиция возникла на почве борьбы со скрытым иудаизмом новообращенных в христианство евреев, так называемых "marranos", - аналогия эта была воспринята Геннадием тем охотнее, что он сам обвинял жидовствующих в ложном христианстве 6. Возможно, что в своих расправах с еретиками новгородский архиепископ вдохновлялся примером "шпанского короля": устраивал в Новгороде "позорные вождения по улицам" осужденных жидовствующих, посаженных на лошадей, лицом к хвосту, в вывороченном платье, в берестяных остроконечных шлемах с мочальными кистями, "в каких изображаются бесы", в венцах из сена и соломы, с надписью "Се есть сатанино воинство!". ............ |