Часть полного текста документа:Министерство образования республики Бурятия Бурятский государственный университет Колледж информационных технологий Состязания по информатике в школе (олимпиады) (Реферат) Выполнил: Павлов А.И. Проверил: Цыбикова Т. С. Улан-Удэ 2002 Оглавление Проблемы олимпиад по информатике 3 Постановка проблем методами наложения ограничений 3 Ограничения на использование готовых средств 5 Ограничения на "программирование" 6 Проведение олимпиад по информатике на основе тестов 8 Тестовые вопросы олимпиады по информатике для старшей возрастной группы (X-XI классы) 9 Заключение 16 Литература 17 Проблемы олимпиад по информатике При проведении олимпиад по информатике различного уровня в течение длительного периода времени выявился целый ряд отрицательных моментов, связанных как с организацией самих олимпиад, так и с преподаванием информатики в школах. Приведем здесь некоторые из них. 1. Нередко отмечается "запущенность" некоторых участников олимпиад: их образование и развитие происходит стихийно, и иногда им даже незнакома часть материала школьного курса информатики. Эта стихийность проявляется в замысловатых приемах типа ELSE NEXT или даже ELSE DIM на фоне незнания типовых методов решения задач. При решении простых задач такие школьники демонстрируют особо изощренные и сомнительные "трюки", но перед более трудной задачей становятся в тупик. Их внимание направлено не на алгоритмизацию как особый вид человеческого мышления и деятельности, не на постановку и решение задач, а на язык программирования (часто - доступную версию Бейсика). Но отметим их интуитивную тягу к иным, нестандартным путям решения задач. 2. По мере исчерпания тематики задач, распространения профессиональных ПЭВМ, мощных языков наметилась тенденция к решению на олимпиадах громоздких задач. Тексты к ним тоже громоздки. Проверяющие не успевают взглянуть на решения и "гонят" тесты. А в них, особенно если частные случаи очевидны, "хитрец" может написать: ЕСЛИ N = I то ОТВЕТ := 1 ЕСЛИ N = 2 то ОТВЕТ := 3 ЕСЛИ N = 9 то ... (авось угадаю пару тестов) 3. Быстродействие различных языковых трансляторов, не говоря уже о различных типах школьной ВТ, существенно различается. Поэтому единое ограничение по времени на тесты ведет к дискриминации, например, участника, работающего на "Корвете", По сравнению с тем, кто имеет доступ к ППЭВМ. 4. Возможности языков также сильно отличаются. Например, удобства процедур в Паскале и в "старом" Бейсике несопоставимы - и снова неравенство шансов. Постановка проблем методами наложения ограничений По отношению к школьникам цели олимпиады две: выявить и способности, и образованность. Сформулируем их более точно: 1. Выявить школьников с развитыми способностями к логико-алгоритмическому мышлению. Неразвитость этого мышления может быть замаскирована использованием мощных готовых программных средств или библиотек мощного языка. Так, команда SORT в среде DBASE позволяет вообще не уметь составлять алгоритмы сортировки. Возможно, этим объясняется такой парадокс: школьники, знающие Турбо Паскаль, нередко хуже решают небольшие "хитрые" задачи, чем те, кто работает на вильнюсском Бейсике. Борьба с этим Бейсиком - хорошая школа выживания. 2. Выявить школьников образованные, с развитым системно-комбинаторным мышлением, что должно проявляться в умении использовать не только по назначению, но и оригинально, нестандартно, творчески разнообразные готовые программные средства и команды и уметь избегать программирования. ............ |