Часть полного текста документа:Дадаизм Дадаизм - модернистское течение, ставшее квинтэссенцией принципа разрушения образности. По словам Георга Гроса, дадаисты представляли собой воплощение чистого нигилизма, разрушая образность "ради великого Ничто". Возникновение группы дадаистов в 1916 году было связано с открытием артистического клуба - "Кабаре Вольтера" в Цюрихе. Что обозначает понятие "дадаизм" не знает никто. Вот что пишет об этом названии один из ярких представителей дадаизма и его идейный вождь Тристан Тцара в манифесте 1913 года: "Дада - это хвост священной коровы у племени Кру, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки...и воспроизведением младенческого лепета. Во всяком случае - нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения". Абсолютный нигилизм поколения дадаистов не был легкомысленной позой, он оказался спровоцированным драматическим историческим контекстом - войной в Европе 1914- 1918гг. В начале 20-х годов еще свежи были воспоминания о страшной бойне, страсти были накалены. Ален и Одетт Вирмо в своей энциклопедии "Метры сюрреализма", упоминая Дада, пишут: "Чтобы в этой раскаленной атмосфере суметь навязать новые идеи, приходилось кричать как можно громче. Тон задавали апостолы войны и глашатаи победы... Попытки заглушить царящие в то время ура-патриотические речи были небезопасны и предполагали исключительную мощь легких. Дадаисты к этому времени, как известно, встали в решительную оппозицию всем "воякам" и той цивилизации, которая пожелала, допустила и воспела войну. При этом они выбрали язык насмешки, абсурда, почти буффонады". Дадаизм с первых своих шагов оказывается космополитическим движением. Завсегдатаями "Кабаре Вольтера" были представители многонациональной художественной богемы: румын Тристан Тцара, немец Хуго Балль, франко-немец Жан Ганс Арп и др. Программным документом движения был "Манифест Дада 1918 года". В это время Тцара сближается с Марселем Дюшаном и Франсисом Пикабио, которые уговаривают его перебраться из Цюриха в Париж, где Тцара знакомится с поэтами Андре Бретоном, Луи Арагоном, Полем Элюаром, Филиппом Супо и Пьером Реверди. Дадаизм переживает новый расцвет в 20-22 годах, вся Европа оказывается поражена дадаистским вирусом. Но многим последователям дада начинает казаться, что они вращаются в замкнутом круге. Часть художников - будущих сюрреалистов - стремится начать все заново и опираться на теорию, в которой наряду со всеобщим отрицанием главенствующее место должно было занять бессознательное. Дадаистами создается ряд "бессмысленных" произведений: "Святая дева" Пикабии выглядит как чернильная клякса. Картина "LHOOQ" Марселя Дюшана представляет собой репродукцию Моны Лизы с пририсованными усами. Другая его произведение под названием "Фонтан" представляет собой писсуар с росписью художника. Дюшан вырывает банальный объект из его контекста в соответствии с концепцией "готовых" ( ready-made) объектов. Внезапно возникнув, дадаизм также внезапно, в 1922 году закончил свое существование, отступив перед победным натиском сюрреализма. С одной стороны, он способствовал усилению процесса развития абстракционизма, с которым многие дадаисты впоследствии сомкнулись, с другой стороны он послужил почвой сюрреализму. Дадаизм - одно из направлений абстрактного искусства (с1916 г. ............ |