Часть полного текста документа:Данилевский Николай Яковлевич С.И. Бажов Данилевский Николай Яковлевич (1822- 1885) - философ, идеолог панславизма, публицист, естествоиспытатель. Создатель теории культурно-исторических типов - первого варианта теории локальных цивилизаций, предшественник О. Шпенглера и А. Тойнби. В 1843-1847 учился на физико-математическом факультете Петербургского ун-та. С 1845 посещал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского; в 1848 арестован по делу Петрашевского и летом 1850 направлен в административную ссылку. Позднее участвовал в работе десяти научно-практических экспедиций. Творчество Д. включает работы по ботанике, зоологии, этнографии, экономике, статистике, а также публицистику. Наиболее крупные труды: книги "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому" и "Дарвинизм. Критическое исследование". Критика Д. учения Ч. Дарвина основывалась на материале биологии и на аргументации философско-телеологического характера. В кн. "Россия и Европа" излагалось учение о взаимоотношениях славянского и германо-романского миров, опиравшееся на оригинальный теоретический фундамент - философско-историческую доктрину, получившую в научной литературе наименование "теория культурно-исторических типов". Предпосылками теории культурно-исторических типов являются отказ от западнической ориентации в области социальной философии, интерес к славянофильству и, одновременно, указание на недостаточность его научно-теоретической базы; органицистский натурализм, т.е. отождествление социального и органического образований, а также специфическая теория природы - признание определяющими в организме его собственных, а не общего эволюционного закона. Вопреки широко распространенному представлению об истории как об эволюционно-стадиальном движении единого человечества Д. изобразил историю в виде совокупности "биографий" отдельных культурно-исторических типов (цивилизаций). По Д., в общем плане культурно-исторический тип состоит из идеальной формы и органической материи. В качестве специфической основы культурно-исторического типа выступают самобытные начала, проявляющиеся в сфере народности и не передающиеся др. культурно-историческим типам. Поскольку культурно-исторический тип - органическое образование, его эволюция заключается в прохождении фаз жизненного цикла от рождения до старости и смерти. Одновременно осуществляется и культурная эволюция в направлении от первоначального этнофафического состояния к государственному и цивилизованному. Всего в истории Д. насчитывал 10 культурно-исторических типов, всесторонне им анализировались только два из них - германо-романский и славянский. Историческую миссию России Д. видел в содействии развитию славянского культурно-исторического типа. Публикация "России и Европы" вызвала длительную полемику, в которой сторонниками Д. выступили Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев, К.Н. Бестужев-Рюмин, а критиками - B.C. Соловьев, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев и др. Список литературы Дарвинизм. Критическое исследование. СПб., 1885-1889. Т. 1-2 Сборник политических и экономических статей. СПб., 1890; Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. ............ |