Часть полного текста документа: "Декларация или алгоритм новой школы?" Ф. Эр.: "...школа действительно причиняет эту злополучную болезнь; но я должен прибавить, что близорукость не есть неизбежное зло, которое необходимо сопряжено со школьным воспитанием; напротив это зло, возникающее только от нецелесообразного устройства школ, и это зло было бы, конечно, устранено, если бы на устройство школ было бы более обращено внимание общества" Именно работы Ф.Ф. Эрисмана о влиянии обучения школьников на развитие близорукости, нарушения осанки, невротизации и проблемы, изучаемые им, стали истоками нашей дисциплины. Возникли они не вчера-сегодня, а более 100 лет назад. И хотя наша наука не стоит на месте, школа по-прежнему вносит существенный вклад в дело ухудшения здоровья детей. А новые интенсивные обучающие технологии только усугубляют положение. Мы не занимались специальным сравнением состояния здоровья российских школьников и их зарубежных сверстников, влияние на него системы обучения. Это трудно сопоставлять. Многие специалисты в области дошкольного образования отмечают: то, что у нас есть в подготовительной группе, это сплошь и рядом третий год обучения в европейской школе. Некоторые даже говорят: у нас давно тринадцатилетнее образование, учитывая подготовку в детсаде. По-другому учат детей в Европе, США, там другие подходы, меньшая нагрузка, интенсивность. Трудно сравнивать и показатели физического развития, хотя в целом, наши дети принципиально не отличаются. Но то, что состояние здоровья наших детей значительно хуже, чем, скажем, юных американцев, очевидно. Вот данные Американской педиатрической академии: 10-15% - больные дети (24% из них - тяжелые заболевания, влияющие на обычную жизнь). Официальные данные оценивают наших детей: 50% (а в некоторых регионах на 73-75%) хронически больные. Ф. Эр.: "Я далек от того, чтобы сказанным бросить упрек тем педагогам, которые не сразу горячо приветствуют предложения врачей" Одним из побудительных мотивов реформирования школьного образования указывается забота об охране и укреплении здоровья учащихся. Очень бы хотелось надеяться. Однако в проекте Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12 летней школе) приоритет сохранения здоровья учащихся лишь декларируется и не опирается на современную научно-практическую базу, не имеет должной личностной ориентации нового содержания образования. Кроме того, в настоящее время лишь 27% учреждений (треть!) для детей и подростков в России отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, что также должно учитываться при реформировании системы общего среднего образования. В связи со значительным вкладом школьных факторов в формирование здоровья детей, в концепции и в последующих ее развитию документах должны быть учтены принципиально важные гигиенические требования. Ф. Эр.: "Особенного внимания заслуживает мозговое переутомление учащихся, на которое впервые было указано Лоринзером в 1836 г. Резвые и цветущие дети значительно изменяются вскоре после своего поступления в учебное заведение: они становятся бледными, вялыми, не обнаруживают прежней охоты к играм, иногда жалуются на головные боли, головокружение и тревожный сон. У многих это ненормальное состояние имеет временный характер, и дети, акклиматизировавшись в школе, снова приобретают прежнюю веселость и детскую беззаботность. ............ |