Часть полного текста документа:Десять интересных фактов из истории Киево-Печерской Лавры 1. Из уст многих наших православных сограждан можно услышать о том, что основавший Лавру Преп. Антоний Печерский сам не пожелал открыть свои честные мощи для обретения. То же самое утверждает и хорошо известная ныне редакция "Киево-Печерского Патерика" - сборника посвященных древней истории Лавры сказаний и жизнеописаний ее подвижников. Между тем, в древнейших вариантах "Патерика" не упоминается даже факт пребывания мощей Преп. Антония "под спудом". Предание же об утвержденной особыми знамениями недоступности мощей подвижника отражено в другом, многими забытом документе. Это дневник немецкого посла Э. Лясоты, посетившего Киев и осматривавшего лаврские пещеры в 1594 г. Сопровождавший Лясоту инок рассказал гостю, что перед своей кончиной Преп. Антоний преподал братии назидание, а затем направился вглубь пещеры, и в этот миг между подвижником и его учениками обрушилась земля. Когда же иноки попытались откопать завал, то навстречу им вырвались огонь и вода. 2. Из созданных на Руси "Патериков" Киево-Печерский был самым древним и наиболее известным. Упоминаемые в нем лаврские подвижники совершали свое земное служение в XI - начале XIII вв. При всем этом сам "Киево-Печерский Патерик", как единая книга, оформился позднее, на рубеже XIV-XV вв. В состав книги входят творения, написанные разными авторами, в разное время и в разных местах. Это посвященные лаврским подвижникам отрывки из древнерусских летописей, составленное Преп. Нестором Летописцем (умер ок. 1111 г.) "Житие Преп. Феодосия Печерского", творения Св. епископа Суздальского Симона (умер в 1226 г.) и современного ему лаврского инока Поликарпа. 3. О протяженности лаврских пещер ходят легенды. Кто не слышал о подземных ходах, связывающих Лавру с другими монастырскими пещерами Киева, Чернигова, Псково-Печорской и Почаевской обителей? Действительно, общая длина существующих под Лаврой подземелий огромна. Но с остальными подземными обителями Руси Лавру связывает лишь преемственность традиции иноческого пещерножительства. Лаврские же подземелья делятся на четыре вида: собственно пещеры, которые служили жилищем подвижников, иноческим кладбищем и местом паломничества; потайные ходы под окружающими монастырь крепостными сооружениями; хозяйственные погреба, имеющие порой много камер-отделений и этажей; инженерные коммуникации - отопительные и водоотводные каналы. 4. В знаменитой карстовой пещере "Оптимистическая" на Западной Украине не так давно спелеологами был освоен еще один труднодоступный грот, названный ими "Киево-Печерской Лаврой". 5. Распространено мнение, что Собор Преподобных Печерских включает в себя около 118-120 имен подвижников. Действительно, к моменту революции 1917 г. в Ближних и Дальних лаврских пещерах паломники могли увидеть 118 гробниц с почивающими в них мощами Святых. Вместе с лежащими "под спудом" мощами Преп. Антония в Ближних пещерах и Преп. Феодосия в Великой лаврской церкви, а также почивавшими в указанном храме мощами Св. митрополита Михаила, число Святых Печерских достигало 121. Помимо лаврских подвижников, в него входили некоторые Святые, чья земная жизнь не была связана с Лаврой, но чьи мощи оказались здесь при тех или иных обстоятельствах. Это вызвано тем, что почитание Печерских Святых всегда было тесно связано с лаврскими пещерами как местом подвига и пребывания мощей большинства Преподобных. ............ |