Часть полного текста документа:Десять выдающихся архитекторов и произведений архитектуры XX века Отделение архитектуры РААСН обратилось к членам Академии с просьбой назвать имена десяти выдающихся, по их мнению, архитекторов и произведений архитектуры XX века. Публикуемые ниже итоги опроса, естественно, не отражают всех конкретных суждений по данному вопросу, но являются некой их результирующей. Расположив имена и архитектурные произведения по степени убывания набранных ими голосов, получили следующую картину. Выдающиеся архитекторы XX века - Ле Корбюзье, Ф.-Л.Райт* - К.С.Мельников - Л.Мис ван дер Роэ, К.Танге* - А.Аалто - В.Гропиус - О.Нимейер, Й.Утцон* - Р.Майер, И.И.Леонидов, А.Гауди* Выдающиеся произведения архитектуры XX века - Ле Корбюзье. Капелла в Роншане - Ф.-Л.Райт. "Дом над водопадом", музей Гуггенхейма - К.С.Мельников. Клуб имени Русакова в Москве - Л.Мис ван дер Роэ. Выставочный павильон в Барселоне - К.Танге. Олимпийские сооружения в Токио - А.Аалто. Комплекс университета в Отаниеми - О.Нимейер. Центр Бразилиа - Й.Утцон. Оперный театр в Сиднее - А.Гауди. Постройки в Барселоне - И.И.Леонидов. Проект Института библиотековедения имени В.И.Ленина В подобных опросах, проводившихся на грани веков в разных странах и разными учреждениями, более всего, пожалуй, поражает схожесть результатов: чаще всего выделяют одну и ту же группу имен и построек. Различия возникают в тех случаях, когда увеличивается число позиций в анкетах. Но и при выборе не 10, а 100 наиболее выдающихся архитекторов оценки оказываются достаточно близки по всему миру. Думается, уже одно это само по себе является важным фактом истории и мирового, и российского зодчества: мировая архитектурная культура достигла единства, и Россия сегодня составляет его неотъемлемую часть - по крайней мере в смысле профессиональной ментальности. Кроме всего прочего, результаты опросов отчетливо выявляют современное многостилье, терпимость ко всем существовавшим направлениям, признание возможности соединения вроде бы несоединимого - наследия Ле Корбюзье и Гауди, Мис ван дер Роэ и Аалто.Интересно и то, что у мастеров, занимающих первые места, отмечены самые нехарактерные, не связанные с их программными манифестами сооружения - не "Марсельская единица", а капелла в Роншане у Ле Корбюзье, не "Дома прерий", а "Дом над водопадом" у Райта. Вероятнее всего, они привлекают симпатии современных архитекторов своей единственной, как кажется, общей чертой - необычайно высокой и открытой, намеренной эмоциональностью. Скорее всего, так проявляется тоска зодчих наших дней по чувственности формы. Некоторые сегодня утоляют ее, работая в области неомодерна, реже - необарокко. Однако потребность в эмоциональности все же не может быть удовлетворена "стилистически". В капелле в Роншане и "Доме над водопадом" привлекательна именно их внестилистическая выразительность, основанная на динамике объемов и остром, но в то же время не разрушительном диалоге с природой.Как показывают результаты опроса, историзм сейчас не в чести - даже в своих неоклассических разновидностях. ............ |