МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филологический факультет
Кафедра издательского дела и редактирования
Контрольная работа на тему:
«Детская отечественная и переводная литература»
Тюмень
2010
Детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно-воспитательной деятельности и является областью искусства, функции которого – доставлять ребенку эстетическое наслаждение и способствовать формированию его личности [Арзамасцева, 1997]. Важную роль в создании книги для детей имеет ее оформление. Ведь для ребёнка важно ощущение книги – хорошая бумага, красочные рисунки, красивый шрифт.
Характерными чертами детской литературы являются [Карайченцева, 2000]:
– Отведение детям главной роли
– Соответствие детскому возрасту по тематике
– Относительно небольшой объём, множество рисунков (особенно в книгах для маленьких детей)
– Простой язык
– Большое количество диалогов и действий, мало описаний
– Множество приключений
– Счастливый конец (победа добра над злом)
– Часто имеет своей целью воспитание
Специфика детской литературы обусловлена в первую очередь возрастом читателя. Чем меньше возраст, тем сильнее в произведении проявлены своеобразные черты, по которым можно безошибочно угадать, что оно адресовано ребенку. Вместе с растущим читателем «взрослеют» и его книжки, постепенно меняется вся система предпочтений. Существует несколько классификаций детской литературы.
Классификация детской литературы по возрасту:
– Старшего дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)
– Младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет)
– Среднего школьного возраста (от 11 до 14 лет)
– Старшего школьного возраста (подростков, в том числе абитуриентов) от 15 до 17 лет [Карайченцева, 2000].
Классификация детской литературы по видам и типам:
– Первая категория
• Литературно-художественные
• Научно-популярные
• Учебные для дошкольного возраста (развивающего обучения)
– Вторая категория
• Справочные (словари, энциклопедии)
• Для досуга (альбомы с наклейками, кроссворды и т.д.) [ГОСТ 7.60–2003].
Анализ рынка детской литературы
Литература для детей является важным сегментом на книжном рынке и представляет собой весьма большой интерес для издательской деятельности.
Многие издатели сейчас хотели бы заниматься детской литературой. Ведь это огромный рынок, и он очень живой, несмотря на ситуацию в экономике. В течение нескольких лет демографическая ситуация в России улучшалась, целевая аудитория детских товаров непрерывно росла и растет, соответственно и спрос на книги для детей стабилен. В рейтингах продаж книжных магазинов она традиционно занимает первое место, а в крупных издательствах доля этой литературы составляет до 30−35% выпуска [Редакторская подготовка изданий, 2002; Чем привлекает издателей рынок детской литературы]. Детские издания неизменно занимают существенную часть мелкооптового книжного рынка. По числу названий это составляет 11,5–14,5%, такая ситуация сохранится и на перспективу [Чем привлекает издателей рынок детской литературы]. ............