ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ».
Курсовая работа.
по специальности 071201.65 « Библиотечно-информационная деятельность».
Детское чтение как педагогическая проблема.
Исполнитель:
Осмоловская Елена Михайловна
студентка группы 3-04
Научный руководитель: Мертенс Е.С.
Смоленск 2010
Оглавление
Введение
Глава I. История развития детского чтения в России
1.1 Развитие детского чтения в России в XVIII – XIX веках
1.2 Выдающиеся деятели XIX века о детском чтении
Глава II. Детское чтение как педагогическая проблема
2.1 Детское чтение. Проблемы детского чтения в России
2.2 Семья и её роль в развитии детского чтения
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования:
Сегодня роль чтения детей (как процесса освоения печатной культуры подрастающим поколением России) в духовном и экономическом развитии общества ещё не осознана как национальная проблема. Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. В российской культуре до недавнего времени обучение чтению относили к начальному школьному периоду. Однако сегодня большое значение приобрела проблема необходимости обучения собственно чтению (а не только звуковому анализу) именно в период дошкольного детства. Также одной из актуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время является то, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным играм [32, с.25].
На сегодняшний день актуальна проблема – необходимости проведения государственной политики в области чтения, особенно детского. Именно теперь в обществе и различных государственных структурах наряду с оценкой общей ситуации развития книжной культуры как настораживающей стала осознаваться необходимость позитивных изменений. Для проектирования этих изменений стали, востребованы научные знания о том, что происходит в чтении детей и как на него влияют процессы, идущие в сфере издания и распространения детских книг и журналов. В органах управления средствами массовой информации и непосредственно крупнейшими издательствами стала ощущаться острая потребность в получении объективной картины тенденций и прогнозов в области потребления и востребованности печатной продукции подрастающим поколением. Однако выяснилось, что цельной картины нет, поскольку социологические исследования детского чтения в России в последнее десятилетие, не проводились [32, c.26].
В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Опасения о «не чтении детей», мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны, и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. ............