Часть полного текста документа:Дев на борт не бери... Каланов Н.А. Женщина и море... В истории освоения водной стихии существовали суеверные обычаи, обряды и ритуалы, ущемляющие женское достоинство и даже опасные для их жизни. Известно поверье, что женщина в море приносит несчастье. Это был морской закон, сформулированный еще на заре мореплавания. В те времена хлопоты с "прекрасной половиной" начинались с постройки судна. Торжественная церемония закладки киля проводилась в соответствии с вековыми традициями и выполнением всех необходимых обрядов и табу. Во многих странах запрещалось допускать на верфь зайцев, поросят и других покрытых шерстью животных, а также священников и женщин (особенно рыжих девственниц, отличающихся дурным глазом). Норвежские корабелы никогда не начинали постройку судна в пятницу, в день красивой, но коварной богини Фригг, недоброжелательности которой опасались все моряки. В странах Ближнего Востока считали, что если женщина, не имеющая детей, ночью взойдет на недостроенное судно или коснется его, унесет с него какой-нибудь предмет, то в скором будущем она обязательно станет матерью. Вот и приходилось сторожам оберегать не только судно, но и женщин от столь небезопасного поверья. Впрочем, моряки терпели присутствие женщин на строящихся судах, но только в виде... красивой носовой фигуры. Прекрасные богини, сказочные феи, изящные туземные девушки, соблазнительницы-ведьмы, эффектно устремленные вперед, придавали незабываемое очарование белокрылым красавцам-парусникам. Моряки свято верили, что женская красота усмирит любой шторм, заставит ветер развеять шторм. Но вот, судно построено, служитель культа окропляет его святой водой. Корабелы и моряки торжественно спускают его на воду. И никто не вспоминает о древнем обряде многих народов, когда при спуске судна под его киль подкладывали самую молодую и красивую рабыню. Ее кровь, обагрив деревянный корпус, должна была вдохнуть жизнь в новых корабль, а тело - послужит жертвой суровым морским богам. Название судна писали на корме, на бортах и даже на парусах. Чаще всего, по древней морской традиции, женские имена. Таким образом моряки доказывали верность своим возлюбленным. Морские просторы бороздили многочисленные "Марии", "Изабеллы", "Натальи", "Магдалины", "Марты", "Клеопатры", "Софии". Проходили века, но предвзятое отношение к женщинам продолжало жить в обществе моряков. " Для женщин и свиней доступ на корабли Его Величества запрещен; если же они будут обнаружены на корабле, незамедлительно следует выбросить оных за борт", - гласил закон, принятый в Дании в 1562 г. Известно, что даже в начале XX столетия уставы многих русских яхт-клубов запрещали принимать в члены клуба женщин, независимого от их социального положения. Если же женщин брали на борт, то во все глаза глядели, чтобы (не дай Бог!) не нарушались святые морские традиции, главные их которых никогда не слушать женских советов и не допускать дам на капитанский мостик. Может быть, поэтому арабские мореходы, предвидя возможные неприятности, связанные с перевозкой женщин, заранее взимали с них плату по двойному тарифу. А полинезийские моряки разрешали перевозить женщин только в старых каноэ. ............ |