Часть полного текста документа:Деятельность Ватикана на территории России: геополитический аспект Наталья Нарочницкая Вопрос о католическом прозелитизме на канонической территории Русской Православной Церкви является одним из серьезных препятствий к установлению нормальных отношений между двумя Церквами. Католическая сторона сегодня полностью отрицает само понятие прозелитизма, сводя его лишь к переманиванию из одной христианской общины в другую подкупом и бесчестными методами. Ватикан заявляет постоянно о своем праве проповедовать Евангелие среди неверующих, некрещеных людей, ссылаясь на саму "миссионерскую природу Церкви", которая должна "проповедовать там, где это только возможно", как заявил о. Бернардо Антонини в газете российских католиков "Свет Евангелия". Однако католики приезжают с проповедью не в Индию, не в Китай или Японию, а именно в Россию - в страну с тысячелетней православной культурой, где Евангелие давно проповедано и проповедуется сегодня Православной Церковью. Глава российских католиков архиепископ Тадеуш Кондрусевич в интервью итальянской газете "Аввенире" 18 марта 2002 года счел причиной беспокойства Русской Церкви опасения, что пастырская деятельность римо-католиков "может опустошить православные церкви". А кардинал Вальтер Каспер, глава Папского совета по содействию христианскому единству (!) и вовсе не постеснялся: "Русская Православная Церковь чувствует собственную пастырскую и евангельскую слабость и таким образом боится католического присутствия, которое в основном более эффективно на пастырском уровне, хотя оно меньше в численном отношении" ("Чивильта каттолика", 16 марта 2001г.). В чем же выражается большая эффективность пастырства католиков? В скандалах, поразивших католическую иерархию в США? В более возвышенной христианской жизни их паствы в России или в западных странах, где храмы пусты, а содомия и порнография победно шествуют по улицам как торжество демократии и свободы личности, а христианские критерии категорически вытеснены из всех либеральных клише общественного развития? На самом Западе одинокие голоса (германский философ Гюнтер Рормозер) прямо взывают о гибели христианской культуры и дехристианизации Запада как о главной причине моральной и политической деградации Европы как субъекта мировой истории. Отчего же эта пастырская деятельность не имеет никакого успеха на канонической территории самой католической церкви - на Западе? Все признают, что Запад становится все более секулярным и атеистическим. Немного истории католического "присутствия" Еще патриарх англосаксонской исторической мысли А. Тойнби признал, что Россия чужда Западу не из-за ее мнимого экспансионизма или, как не устает повторять даже сегодня З.Бжезинский, "неистребимых внешнеполитических амбиций", а из-за "своей упрямой приверженности чуждой цивилизации, и вплоть до самой большевистской революции 1917 года этой русской "варварской отметиной" была Византийская цивилизация восточно-православного христианства".[1] Как видно, ничего не изменилось и в век "общечеловеческих ценностей". Иван Ильин прав: никакое служение общеевропейскому делу не меняет этого отношения - ни освобождение Европы от Наполеона, ни спасение Австрии в 1849 или Франции в 1875 году. Добавим, ни освобождение Европы от Гитлера, ни, наконец, даже самоустранение России как великой державы, совершенное влюбленными в Запад российскими либералами, чтобы бедняжечка-Европа не опасалась. ............ |