СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И УРОВНЯ ИХ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Познавательные процессы и их характеристика
1.2 Особенности развития познавательных процессов у детей в младшем школьном возрасте
1.3 Психологическая диагностика познавательных процессов и уровня их развития у детей на начальном этапе обучения
Глава 2. ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И УРОВНЯ ИХ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация экспериментального исследования
2.2 Методики исследования
2.3 Результаты исследования и их психологический анализ
2.4 Практические рекомендации педагогам по развитию познавательных процессов у первоклассников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях умственного развития каждого конкретного ребенка. В связи с этим основной целью психолого-педагогического сопровождения процесса обучения и воспитания школьников на протяжении всего периода обучения является выявления индивидуальных вариантов развития, своевременной коррекции в случае необходимости. Чтобы развивать ту или иную сферу, прежде всего, необходимо уметь диагностировать уровень развития тех или иных компонентов ее составляющих. Особенно важно это в младших классах, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируется психические свойства и качества ребенка.
До прихода в школу ребенок посещал детский сад, развивался дома, обогащал свой кругозор во время общения со старшими детьми и ровесниками. У каждого ребенка сформировался свой определенный уровень развития развития познавательных процессов.
Проблема познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Ее разработке посвятили свои труды многие ученые: Л.И. Божович, Л.А. Вегнер, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др.
На основе изучения педагогического опыта, анализа научной литературы была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между объективно существующей потребностью общества в интеллектуально развитой личности и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к диагностике, как основе формирования познавательных процессов младших школьников.
В связи с актуальностью определена цель курсовой работы, которая заключается в следующем: изучить особенности и уровень развития познавательных процессов у школьников на начальных этапах обучения в школе.
Объект исследования - дети младшего школьного возраста.
Предмет — особенности познавательных процессов детей младшего школьного возраста.
Гипотезы исследования:
1) познавательные процессы на первоначальном этапе обучения имеют качественное своеобразие, которое выражается в недостаточно развитом объеме, устойчивости и концентрации внимания, недостаточно развитой слуховой памяти и навыков произвольного запоминания.
2) уровень сформированности познавательных процессов у первоклассников различен, в частности, различен уровень интеллекта и развития свойств внимания и памяти.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический аспект проблемы познавательных процессов и уровня их развития у школьников на начальном этапе обучения в школе;
2. Диагностировать уровень развития познавательных процессов у младших школьников;
3. Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования.
Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; беседа, тестирование, математическая обработка результатов.
Методики исследования:
База исследования. ............