Содержание:
Введение
Глава I.Теоретические аспекты проблемы развития речи детей-сирот
второго года жизни в игровой дидактической деятельности
1.1.Психологические особенности детей-сирот 2-го года жизни
1.2.Дидактическая игра и её значение в развитии личности ребенка раннего возраста
1.3.Специфика использования дидактических игр в процессе развития речи детей второго года жизни
Глава 2. Экспериментально-методические особенности развития речи
детей-сирот второго года жизни в процессе игровой дидактической деятельности
2.1.Реализация и анализ психолого-педагогического исследования уровня развития речи детей 2 года жизни
2.2.Проектирование системы дидактических игр, направленных на развитие активного и пассивного словаря детей 2-го года жизни
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение.
Тема данного педагогического проекта «Дидактическая игра как средство развития речи детей-сирот второго года жизни». Выбор этой темы обусловлен её особенной актуальностью в современных условиях. Дело в том, что сегодня в России 573 тыс. детей-сирот. Сейчас в стране 422 дома-ребенка для 35 тыс. детей, 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. В России ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%. [6, c.4]
Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали — необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими, любовь близких родственников. Понятно, что государственное учреждение может лишь частично выполнять указанные функции. Как показывает практика, дети-сироты раннего возраста, обычно имеют задержку психомоторного и речевого развития. [6, c. 38]
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым, что крайне сложно в условиях Дома ребенка. Проблемой развития речи в раннем возрасте занимались М.И.Лисина, А.В.Запорожец, В.И.Лубовский, А.Г.Рузская, Л.В.Лидак, Н.М.Аксарина, Е.И.Радина и другие. Всем хорошо известно, что психическое развитие младенцев во многом определяется здоровьем малыша, к сожалению констатируется тот факт, что в домах ребенка дети, как правило, имеют ряд проблем в развитии почти всех сфер личности. Учитывая условия депривации, в которых они вынуждены находиться, особо остро стоит задача сенсомоторного развития малюток как основы их дальнейшего личностного становления. Основную проблему представляет овладение коммуникативными умениями и навыками. Проблема paзвития и формирования речевого общения в условиях депривации остается одной из актуальных в теории и практике ранней педагогики и психологии, играет значительную роль в адаптации и социализации проблемных детей.
В раннем возрасте ребенок особенно нуждается в тепле и внимании взрослых, разнообразной среде развития. Чем же можно снизить влияние депривационных факторов и разнообразить жизнь ребенка в доме ребенка. Одним из таких средств является игровая деятельность.
Игра и действие с предметами—ведущие виды деятельности детей 2-го года жизни. ............