Часть полного текста документа:Дидро Дени Дидро (Diderot) Дени (1713-84), французский философ-просветитель, писатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1773). Основатель и редактор 'Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел' (тома 1-35, 1751-80). В философских произведениях - 'Письмо о слепых в назидание зрячим' (1749), 'Мысли об объяснении природы' (1754), 'Сон Д"Аламбера' (1769, издание 1830), 'Философские принципы материи и движения' (1770, издание 1798), будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Литературные сочинения написаны в основном в традициях реалистически-бытового романа Просвещения (проникнутый народным жизнелюбием и житейской мудростью роман 'Жак-фаталист', 1773, издание 1796; антиклерикальный роман 'Монахиня', 1760, издание 1796; остроумие, диалектическая, не без циничного оттенка, игра ума - в романе 'Племянник Рамо', 1762-79, издание 1823). Труды о народном образовании. Юность. Годы учения Мать Дидро, урожденная Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника (и сестрой каноника), а отец - Дидье Дидро - ножовщиком. По желанию семьи юный Дени готовил себя к духовной карьере, в 1723-28 учился в лангрском иезуитском коллеже, а в 1726 стал аббатом. В этот период он был религиозен, часто постился и носил власяницу. В 1728 или 1729 Дидро прибыл в Париж для завершения образования. По некоторым свидетельствам, он учился там в янсенистском коллеже д"Аркур, по другим - в иезуитском коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро посещал оба этих учебных заведения и что именно взаимные нападки иезуитов и янсенистов отвратили его от избранной стези. В 1732 он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета, подумывал сделаться адвокатом, но предпочел свободный образ жизни. Брак. Начало творческой деятельности В 1743 Дидро женился на Анне-Туаннете Шампьон, содержавшей вместе с матерью полотняную лавку. Брак не мешал ему увлекаться другими женщинами. Наиболее глубокое чувство он испытал к Софи Воллан, с которой познакомился в середине 1750-х годов; привязанность к ней он сохранил до самой смерти. Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами. В 1743-48 он перевел с английского 'Историю Греции' Т. Стениана, 'Опыт о достоинстве и добродетели' Э. Э. К. Шефтсбери, 'Медицинский словарь' Р. Джеймса. Тогда же были написаны первые его работы, свидетельствовавшие не столько о зрелости, сколько о смелости начинающего автора: 'Философские мысли' (1746), 'Аллеи, или прогулка скептика' (1747, опубликована), 'Нескромные сокровища' (1748), 'Письма о слепых в назидание зрячим' (1749). Судя по ним к 1749 Дидро уже был деистом, а затем убежденным атеистом и материалистом. Вольнодумные сочинения Дидро послужили причиной его ареста и заключения в Венсеннский замок (июль - октябрь 1749). Дидро и энциклопедия В начале 1740-х у парижского издателя А. Ф. Ле Бретона появилась идея перевести на французский язык 'Энциклопедию, или Всеобщий словарь ремесел и наук' англичанина Э. Чемберса. Ле Бретон и его компаньоны (А. К. Бриассон, М. А. Давид и Дюран) после неудачного опыта с первым главным редактором - аббатом Ж. П. Де Гуа де Мальвом - решились в 1747 доверить свое начинание Дидро и Д"Аламберу. Неизвестно, кому в точности - Дидро, Д"Аламберу или аббату де Гуа - принадлежала идея отказаться от публикации слегка измененной версии английского словаря и подготовить самостоятельное издание. ............ |