Оглавление
Введение
1. Особенности дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии, дислалии
1.1 Диагностика стертой дизартрии
1.2 Классификации форм стертой дизартрии
1.3 Особенности дифференциальной диагностики дислалии
2. Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и дислалии
2.1 Исследования отечественных логопедов по вопросу дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии
Заключение
Список литературы
Введение
Речь – одна из основных психических функций человека, любые её нарушения являются объектом изучения различных наук: педагогики, психологии, логопедии, нейропсихологии, нейролингвистики и других.
С каждым годом логопедическая наука развивается и вносит различные коррективы в методики, документацию и т.д. Но, тем не менее, опыт авторов прошлых столетий остается неизменным, являясь базой для развития данной науки в целом.
Тема моей курсовой работы «Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и дислалии». Выбор темы обусловлен её актуальностью и недостаточной изученностью проблемы, которая требует специального рассмотрения в научном и методическом аспектах.
Например, после проведенного обследования логопед стоит перед задачей постановки диагноза, и от того, как правильно он его поставит, будет зависеть вся дальнейшая коррекционная работа. Но часто логопед затрудняется это сделать по той причине, что одно нарушение речи по своей этиологии сходно с другим нарушением. И для этого, прежде всего, необходимо, знать, какими проявлениями обладает одно нарушение, а какими другое.
Таким образом, я хотела бы сказать о том, что вопрос дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и дислалии находится в стадии разработки, и мне как будущему логопеду было интересным внести небольшую ясность в рассмотрение данной проблемы.
Широкий анализ практики показал, что стертые формы дизартрии довольно часто смешивают с дислалией. Однако при детальном изучении встречаются различия. Впервые на это обратил внимание Г. Гуцман, доказав, что, например, коррекция звукопроизношения в отличие от дислалии при дизартрии вызывает определенные трудности (12, стр. 102).
В своей курсовой работе я не ставила целью рассмотреть вопросы дифференциальной диагностики каждого из этих нарушений речи в отдельности. Наоборот, старалась показать в сравнении, какими проявлениями обладает стертая форма дизартрии, а какими дислалия. Полученные данные для удобства я сгруппировала в таблицы, которые наглядно отражают сущность данного вопроса.
И так, что такое стертая форма дизартрия? Основные проявления стертой формы дизартрии? Какие классификации ее существуют? Чем дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии различается с дислалией, и, наоборот, чем схожа. На эти и многие другие вопросы я попыталась ответить в данном курсовом проекте.
Вопросу стертой формы дизартрии я уделила большее внимание, нежели дислалии. Так как изучение дислалии ведется с 30-х годов XIX столетия, то за это время накопилось большое количество научного и методического материала. Многие авторы считали своим долгом внести лепту в изучение данного нарушения. Однако обзор данных литературы свидетельствует, что стертые формы дизартрии остаются недостаточно изученными, не разработан системный подход к коррекции данного речевого нарушения.
Таким образом, до настоящего времени недостаточно систематизированы методы дифференциальной диагностики стертой формы дизартрии и сходных состояний (дислалии).
1. ............