Часть полного текста документа:САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ р е ф е р а т ДИНАМИКА ВОСПРИЯТИЯ ПРЕКРАСНОГО В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ Выполнил: студент I курса отделения культурологии вечерней формы обучения Пташинская Юлиана Сергеевна Научный руководитель: Асс. Сурова Екатерина Эдуардовна САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2001г. СОДЕРЖАНИЕ: Введение ........................................................................................................... 2 Глава 1. Всеохватность прекрасного в древнегреческой цивилизации ....... 5 (1. Космичность чувства прекрасного ......................................................... 5 (2. Совершенство, гармония, эталонность - основные ориентиры поиска прекрасного .......................................................................................... 7 (3. Значимость личностного восприятия .................................................... 10 (4. Нравственное обоснование прекрасного ................................................. 12 Глава 2. Сакральность красоты в средневековой культуре .......................... 18 (1. Ментальность средневекового человека ................................................. 18 (2. Проявление эстетического чувства в искусстве ................................... 19 (3. Красота человека: душа и тело ............................................................... 25 (4. Внецерковные тенденции восприятия красоты: народные празднества и куртуазная любовь ................................................................. 28 Глава 3. Осознание прекрасного в культуре Нового времени ...................... 33 (1. Предпосылки создания новой ментальности ........................................... 33 (2. Философское обоснование эстетики ...................................................... 36 (3. Классицизм: возвышение разума .............................................................. 38 (4. Барокко: апология чувственности .......................................................... 40 Глава 4. Эстетический мир современной цивилизации ................................ 44 (1. Двадцатый век: новая духовность ........................................................... 44 (2. Бытие и феномен в западноевропейской культуре XX века .................. 46 (3. Представления о прекрасном в эпоху модерна и постмодерна ............ 47 Заключение ...................................................................................................... 55 Список использованной литературы ............................................................... 59 ВВЕДЕНИЕ. Во всём многообразии ныне существующих и подвергающихся философскому осмыслению понятий "красота" претендует на особый статус. С течением эпох меняется отношение человека к самому себе и окружающему миру, структура знания трансформируется, и сам предмет культурологического рассмотрения остаётся подвижным. Между тем, от человека к человеку, от культуры к культуре, невзирая на причудливые изгибы философской мысли, понятие красоты и её восприятие неизменно занимает достойное место в человеческом культурном наследии, варьируя собственное содержание и во многом определяя и другие культурные аспекты, на фоне которых оно проявляется. В связи с этим в данной работе предлагается к рассмотрению отношение человека к миру, его место в культуротворчестве, его роль в антропологической проблематике, поскольку в философских попытках познания человеческой сущности фактор конструирования такого понятия, как красота, всегда играл видную роль. Поскольку культурология - это интегративная область знания, вбирающая в себя результат исследования ряда междисциплинарных областей (социологической и культурной антропологии, этнографии, социологии, психологии, истории и др.), анализ реализуется посредством комплекса познавательных методов и установок. ............ |