| Часть полного текста документа:Дионисий Реферат выполнил студент ГУ-11 Панин А.М.Кубанский Государственный Аграрный Университет
 Краснодар 1999 год Введение.
 В малообжитом, суровом краю Русской земли, вблизи Белого озера, стоят неподалёку друг от друга два бывших монастыря - Кирилло-Белозерский и Ферапонтов.
 В 1383 году путь на север был почти подвигом. Два монаха московского Симонова монастыря, два товарища - Кирилл и Ферапонт - этот подвиг совершили. И возникли монастыри - Кирилло-Белозёрский с церковью "Ученья божьей матери" и Ферапонтов с церковью "Рождества пречистыя богородицы".
 В самом начале XVI века увидели стены Ферапонтова монастыря артель мастеров-живописцев, расписавших здешний храм Рождества богородицы, считавшейся в те годы покровительницей Москвы. И четыреста с лишним лет каменные стены хранили память об этих мастерах, краски фресок, надписи.
 В начале XX века надписи, сделанные древними художниками, были прочтены учеными, и все узнали имена дотоле безвестных "изографов".
 Имя первого и старшего из них - Дионисий.
 Честь "открытия" Дионисия принадлежит пытливому ученому, знатоку русской старины Василию Тимофеевичу Георгиевскому, издавшего в 1911 году книгу о фресках Ферапонтова монастыря. И хотя написанное об этом чудесном памятнике его первым исследователем спорно, интерес к Дионисию и его творчеству был пробуждён.
 В летописях и житиях отысканы любопытнейшие сведения о художнике. Найдена икона богоматери "Одигитрии", принадлежащая кисти Дионисия, установлен ряд других работ мастера. Ему приписываются иконы "Апокалипсис" (из Успенского собора Московского Кремля) и "Шестоднев" - житийная икона Сергея Радонежского (из Троицкого монастыря), некоторые иконы Волгородского музея, миниатюры различных рукописей, фрески. В 1966 году была обнаружена еще одна работа мастера, относящаяся к 1502-1503 годам.
 Сейчас нет сомнений, что Дионисий всю жизнь провёл в упорном и плодотворном труде. По описи "старца Изосимы", составленной в XVI веке для книгохранителя Волокамского монастыря, Дионисий в 1486 году вместе с сыновьями и учениками создал в Волокамском монастыре огромный иконостас и, кроме того, написал еще восемьдесят семь икон.
 Однако в настоящее время с именем мастера связывают лишь около сорока памятников живописи. А наиболее "дионисиевским" большинству исследователей представляется еще меньшее количество икон и фресок.
 В 1477 году, сообщая о смерти старца Пафнутия, игумена Боровского монастыря, летописец посчитал необходимым записать, что старец, построил в своём монастыре каменную церковь и подписал её "чудно вельми", украсил иконами и всякой утварью церковной.
 В житии Пафнутия Боровского, написанном позже, сказано, что расписывал эту церковь вместе с помощниками именно Дионисий. Автор жития оговаривается, что был этот мастер "не точию иконописец, паче же живописец", и рассказывает о Дионисии нечто такое, что рисует художника в свете весьма невыгодного с точки зрения церковной морали.
 В восьмидесятые годы XV века Дионисий выполняет ряд почётных заказов при московском великокняжеском дворе. В честь победы над ордами хана Ахмата он создает многоярусный иконостас для Успенского собора Кремля.  ............
 |