Часть полного текста документа:Дискуссия о проблеме первенства в современном католическом богословии В. В. Бурега Под проблемой первенства в богословии принято понимать дискуссию о наличии особых преимуществ той или иной епископской кафедры перед другими. В православном богословии учение о церковном первенстве никогда не было закреплено догматически, и потому оно может сегодня излагаться разными богословами со значительными смысловыми отличиями, вплоть до полного отвержения наличия каких бы то ни было преимуществ у того или иного престола. В Католической же Церкви учение о первенстве Римского епископа является общеобязательным вероучительным положением, закрепленным догматически почти полтора столетия тому назад. При этом в конце ХХ столетия в католическом богословии наметилась тенденция, не отказываясь от догмата о примате (первенстве) Римского папы, искать новые формы выражения этого учения и новые формы осуществления вселенской юрисдикции, которую усваивает себе Рим. Сегодня, когда в православном мире активно обсуждается вопрос о богословском понимании церковного первенства, необходимо иметь в виду эволюцию, совершившуюся в католической теологии последних десятилетий. Формулировка догмата Католический догмат о первенстве Римского епископа и о его непогрешимости в вопросах веры и нравственности был сформулирован в догматической конституции Pastor Aeternus, принятой 18 июля 1870 года I Ватиканским Собором (в католической традиции он считается ХХ Вселенским Собором). Эта конституция состоит из преамбулы и четырех глав. В первой главе утверждается, что Господь Иисус Христос поставил святого Апостола Петра "главой (principem) над всеми Апостолами и видимым главой (visibile caput) всей воинствующей Церкви". Таким образом, апостол Петр получил от Спасителя "первенство истинной и собственной юрисдикции". Во второй главе формулируется учение о римских епископах как о преемниках апостола Петра, унаследовавших от него первенство юрисдикции над всей Христианской Церковью. Третья глава более подробно говорит об объеме власти Римского епископа. Здесь утверждается, что "Пастыри всех чинов и всех обрядов и верные, каждый в отдельности и все вместе, должны находиться в иерархическом подчинении и истинном послушании в вопросах, касающихся не только веры и нравственности, но и порядка и управления Церковью, распространенной по всему миру". Также утверждается, что "Божественное право Апостольского первенства ставит папу Римского надо всей Церковью". И, наконец, четвертая глава конституции посвящена вопросу непогрешимости папы в вопросах веры и нравственности. Здесь указаны те условия, при соблюдении которых высказывания понтифика квалифицируются как безошибочные. Эти условия суть следующие: 1) папа должен выступать в роли пастыря и учителя всех христиан, т.е. не в частном порядке; 2) он должен формулировать учение именно о вере и нравственности (высказывания папы по общественно-политическим, социальным и другим подобным вопросам не являются безошибочными); 3) папа в своем высказывании сам должен квалифицировать свое учение как обязательное для всей Церкви. Выступления Римского епископа, отвечающие этим условиям, именуются высказываниями "ex cathedra" (лат. - с кафедры) и признаются Католической Церковью безошибочными. (Русский перевод конституции см. ............ |