Часть полного текста документа:САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: "ЖУРНАЛИСТИКА" ЭТИКА Добро и зло в преломлении восточных религий, античной философии и христианства РЕФЕРАТ 2001 год ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. Введение 3 1. Восточные религии 4 1.1. Зороастризм 4 1.2. Буддизм 5 2. Античная философия 6 2.1. Сократ 6 2.2. Платон 8 2.3. Аристотель 9 2.4. Неоплатонизм 9 2.3. Стоицизм 11 3. Христианство 12 3.1. Бог и дьявол 12 4.2. Добро и зло 13 4.3. Теодицея 14 4.4. Грех и добродетель 16 Заключение 18 Список использованной литературы и источников 19 ВВЕДЕНИЕ Нет, наверное, на земле человека, который так или иначе не ставил бы перед собой вопроса о добре и зле. Не было в истории человеческой мысли философа, который решая общие проблемы мироздания, не высказал бы о добре и зле своих суждений. Нет общества, которое в самых общих чертах не предписывало бы людям взглядов на добро и зло, не призывало бы их творить добро и искоренять зло. Таким образом, добро и зло - фундаментальные категории этического сознания, от содержания которых зависят все иные этические представления. Одна из наиболее общих и сложных проблем теории морали всегда состояла в том, чтобы дать определение понятиям "добро" и "зло", раскрыть их содержание и сформулировать критерий деления моральных явлений на добрые и злые. В истории этики существовало множество попыток ответить на вопрос о том, что есть добро и зло. В зависимости от ответа на этот вопрос можно типологизировать отдельные направления этической мысли, выделить различные школы и концепции. Такими наиболее характерными направлениями в этике были гедонизм (представители его связывали понятия о добре и зле с удовольствиями и наслаждениями человека), эвдемонизм (добро выступало как основание человеческого счастья), утилитаризм и прагматизм (где добро понималось как польза); теологические концепции связывали добро с проявлениями божественной воли, рациональные - с всесилием человеческого разума, натуралистические - с естественной природой человека или более общей проблемой сохранения и продолжения жизни. Представления о добре и зле складываются в процессе освоения, преобразования, осмысления человеком окружающего мира и самого себя. Они связаны с ориентацией на те или иные личностные или социальные ценности, существующие в данной культуре. Мир разделяется в моральном сознании на доброе и злое, хорошее и дурное, похвальное с моральной точки зрения и заслуживающее порицания. Все многообразие толкований сущности добра и зла в этике имеет под собой противоречия человеческого существования, ограниченного рамками внутреннего мира личности, истории общества или расширенного до вселенских масштабов. От мифологии этика унаследовала общий шаблон объяснения зла - отождествление его с одной из сторон реального противоречия. Тенденция понимать зло как особое соотношение противоположностей пробивалась в истории этики чрезвычайно трудно и медленно. Значительно легче "развести" добро и зло по разным лагерям, отнести к различным источникам, субстратам и психическим способностям, к разным породам людей, нежели выявлять их в каждой паре противоположностей, в характере противоборства сил, явлений, общественных групп. ............ |