Часть полного текста документа:Министерство внутренних дел Украины Университет внутренних дел Кафедра философии и политологии Реферат на тему: "Добро и зло в произведении Ницше "Человеческое, слишком человеческое" Выполнил: курсант гр.217 рядовой милиции Дрыжакова О.А. Проверил: доцент, кандидат философских наук подполковник милиции Шаповал В.Н. Харьков, 2000 План. 1. Вступление. О произведении "Человеческое, слишком человеческое". 2. Хорошее и плохое в одном лице. 3. Виновен или невиновен человек. 4. Значение влияния морали. 5. Двойственность источника понятия добра и зла. 6. Как мы разделяем нравственное и безнравственное. 7. Из чего проистекают злые поступки. 8. Судить - ошибаться. 9. Негативные моменты сострадания. 10. Человек - господин своих добродетелей. 11. Заключение. В мае 1878 г. была опубликована книга Ницше "Человеческое, слишком человеческое" с подзаголовком "Книга для свободных умов". В ней автор публично и без особых церемоний порвал с прошлым и его ценностями. Работу над книгой Ницше начал в Соренто, куда он вынужден был перехать осенью 1876 г., прервав по состоянию здоровья университетские лекции и взяв годичный отпуск. 1-ый том вышел в свет в мае 1878 г. в издательстве Э.Шмейцнера в Хемнице. Одна из версий случившегося усматривает причину поворота в воздействии на Ницше его "злого демона" - философа и психолога Пауля Рэ (1849 - 1901), с которым Ницше тесно сдружился, живя в Сорренто. Несомненно, дружба с Рэ сыграла известную роль в переломе ницшевского мировоззрения, но Ницше уже до этого знакомства явно охладел к вагнерианству и метафизике немецкого идеализма. В Пауле Рэ он нашел не вдохновителя, а единомышленника. В этом произведении видим едва ли не постоянный незаметный призыв к перевороту всех привычных оценок и ценимых привычек. Как? Все это только - человеческое, слишком человеческое? К этому вздоху приводит чтение произведения. Читатель испытывает некоторого рода пугливость и недоверие, его немало искушает и поощряет к защите худших вещей мысль: а что, если это - только наилучшим образом оклеветанные вещи? В произведении Ницше показывает своё отношение к различным отраслям жизни. Он выискивает её укромные закаулки "в которых жизнь развита менее всего", что бы приложить там свои усилия и свои добродетели. В одной части философ выделяет отдельную проблему и рассматривает её. Он показывает её сущность, её значимость, повергая нас в воспоминания из собственной жизни. А как же я отношусь к этому? Почему я раньше над этим не задумывался? И мы читаем, размышляем, а дальше соглашаемся или не соглашаемся с его идеями. Чаще первое, потому что на каждую идею у Ницше имеются достаточные основания и доказательства. Так как примеру, надежду Ницше называет худшим из зол, потому что она удлинняет мучение людей: "чтобы человек, сколько бы его ни мучили иные бедствия, не бросал жизни, а всегда вновь давал бы себя мучить". В жизни не существует абсолютных истин. Как и нет идеального эталона, которым можно было бы измерить и сказать: "Да, этот человек поступает плохо!". Зато, есть огромное количество вещей на которые можно посмотреть с нескольких противоположных сторон. Так, к примеру, человек украл деньги у соседа. О, какой отвратительный поступок... Украсть, да ещё у соседа? Как можно? А этот человек на украденные деньги вылечил свою смертельно больную мать. ............ |