Введение Актуальность темы исследования. Интенсивное развитие рыночных отношений в России повлекло глубокую структурную перестройку автотранспортной отрасли. Помимо развития транспортной деятельности в торговых целях потребовалось добиться совместимости национальных транспортных систем в различных государствах. В результате научно-технической революции на транспорте возросла роль договора перевозки грузов. На месте структур централизованного управления автотранспортом постепенно формируются новые системы, отвечающие рыночным требованиям и успешно развивающиеся в новых условиях.
Выбор темы настоящего исследования продиктован целым рядом проблем, связанных с правовым регулированием договора грузовой автомобильной перевозки, которые существуют в российском законодательстве в настоящее время, что во многом связано с несистематизированностью и противоречивостью имеющихся нормативных актов в указанной сфере, их несовершенством, отсутствием единообразных подходов в правоприменительной практике.
Следует отметить, что действующий до недавнего времени Устав автомобильного транспорта РСФСР (далее – УАТ) принят в 1969 году и действовал с многочисленными поправками. Несмотря на это, данный акт имел ряд недоработок, и не в состоянии разрешить всех проблемных вопросов в области автомобильных грузовых перевозок. Не урегулировал в надлежащем объеме один из важнейших вопросов о возможности отказа от договора, переадресовки, отмены и прекращения договора автомобильной перевозки груза; не в полной мере урегулирована ответственность перевозчика при несохранной перевозке груза по пути ее усиления до полного возмещения убытков при умысле или грубой неосторожности перевозчика; не урегулирован вопрос о возможности применения в грузовых автомобильных перевозках принципа смешанной ответственности; подлежит решению вопрос о залоговом праве перевозчика на груз в обеспечение получения причитающейся ему провозной платы и иных платежей и не проведено разграничение с правом удержания и другие вопросы.
На сегодня принят новый Федеральный закон от 08.11.2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» что приведет к новым вопросам, так как еще не отработанна практика его применения. Необходимость надлежащего регулирования грузовых перевозок автомобильным транспортом в новых экономических условиях и обусловливает актуальность исследования.
Степень научной разработанности темы исследования составили труды таких ученых, как: М.К. Александров-Дольник, М.М. Агарков, В.К. Андреев, В.А. Булов, М.И. Брагинский, А.Г. Быков, В.В. Витрянский, Г.С. Гуревич, В.А. Егиазаров, Н.Д. Егоров, Н.Ю. Ерпылева, В.В. Залесский, О.С. Иоффе, А.Г. Калпин, А.Д. Кейлин, О.М. Козырь, Г.Б. Леонова, А.Л. Маковский, Н.С. Малеин, В.К. Мамутов, М.М. Марголин, А.И. Масляев, Д.И. Мейер, Н.О. Нерсесов, Т.Е. Новицкая, Г.В. Отнюкова, В.Ф. Попондопуло, Б.И. Пугинский, А.И. Покровский, Я.И. Раппопорт, Г.П. Савичев, О.Н. Садиков, В.Т. Смирнова, Е.А. Суханов, И.А. Танчук, А.А. Тиле, Н.Д. Титов, Ю.К. Толстой, Б.Е. Хаскельберг, А.И. Хаснутдинов, М.Е. Ходунов, Х.И. Шварц, Г.Ф. Шершеневич, К.К. Яичков и др.
Актуальность и недостаточность исследования проблем регулирования договорных отношений в сфере автомобильных перевозок грузов обусловили выбор темы, постановку цели и задач исследования.
Цель настоящего исследования заключается в изучении системы правового регулирования грузовых перевозок автомобильным транспортом, обнаружении недостатков правового регулирования и выработке предложений, направленных на совершенствование законодательства в указанной сфере, а также практике его применения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– исследовать правовую природу, роль, значение и место общественных отношений, связанных с организацией грузовых перевозок автомобильным транспортом, как института гражданского права, определить элементы системы оказания транспортных услуг;
– рассмотреть действующую систему правового регулирования организации грузовых перевозок автомобильным транспортом;
– исследовать предмет договора перевозки груза автомобильным транспортом, а также других элементов содержания указанного договора;
– выявить особенности правового регулирования формы и порядка заключения договора перевозки груза автомобильным транспортом;
– рассмотреть особенности применения мер гражданско-правовой ответственности по договору перевозки груза;
– разработать комплекс мер, позволяющих оптимизировать правовое регулирование перевозки грузов автомобильным транспортом, в том числе, по изменению норм Гражданского кодекса РФ в части регулирования договора перевозки, а также выработать рекомендации и предложения по проекту нового Устава автомобильного транспорта.
Объектом данного исследования являются общественные отношения по обеспечению перевозок грузов автомобильным транспортом.
Предмет настоящего исследования составляют система и содержание нормативных актов, регулирующих перевозку грузов автомобильным транспортом.
Методы исследования составляют частно-научные и общенаучные методы познания: нормативно-логический, исторический, сравнительного правоведения, аналитический, синтеза, системно-правовой и др. ............