Часть полного текста документа:Доходная часть бюджета. Реализация тиража Гуревич С. М. Доходная часть составляет вторую, не менее важную половину бюджета. В нее входит значительно меньше статей, чем в расходную часть, но каждая имеет жизненное значение для судьбы издания. Это выручка от реализации его тиража, от публикации рекламы и частных объявлений, доход от издательской и от коммерческой деятельности редакции. В разных условиях каждая из этих статей играет разную роль в исполнении редакционного бюджета. 1. Выручка от реализации тиража Она всегда была одним из основных источников доходов редакции. Более того, - до вхождения наших СМИ в условия рыночной экономики реализация - продажа тиража являлась важнейшей возможностью получить средства для покрытия расходов редакции. Этим объяснялось вечное ее стремление к увеличению тиража издания. Это же обусловливало особенности тиражной политики редакции. Тиражная политика редакции газеты или журнала означает определение тиража издания, его изменения в соответствии с оптимальным тиражом, установление структуры тиража. Тиражная политика редакции неразрывно связана с ее ценовой политикой. Пока большинство газет и журналов находилось на государственной и партийной дотации, никто не задумывался над особенностями тиражной политики редакции и, в частности, над определением оптимального тиража издания. В этом не было необходимости. Но с выходом периодической печати на информационный рынок положение изменилось. Потому что перед редакциями возникла угроза лишиться такого источника получения дохода, как реализация тиражей. Что же мы понимаем под оптимальным тиражом издания и какое значение он имеет для редакции? Это тот тираж, реализация которого приносит ей наибольший доход. Как же его определяют? При определении оптимального тиража нет стандартов. Для каждой газеты и каждого журнала - свой тираж, несхожий с тиражом любого другого печатного издания. Невозможно рекомендовать "средний тираж" городским или районным газетам, специализированным или литературно-художественным журналам. Можно лишь, с большей или меньшей вероятностью, оговорить его верхнюю и нижнюю границы, учтя размеры целевой аудитории издания, регион его распространения и другие факторы. Потому что нет двух одинаковых изданий, как не одинаковы и условия, в которых они выходят. Практика показывает: ошибки в определении оптимального тиража чреваты серьезными неприятностями. Издания с незначительными тиражами не могут в полной мере использовать, а то и лишаются других источников дохода. У них, в частности, мало надежды заполучить на свои полосы выгодную рекламу. Для рекламодателей тираж издания - один из главных аргументов. Но немногим лучше и завышенный тираж. Чем он выше, тем больше бумаги приходится закупать, иногда и оплачивать ее хранение. И тем быстрее растет оплата типографских работ и распространения. Как же определяется оптимальный тираж периодического издания? Для этого приходится считать. Формировать сложное уравнение, в которое входят все статьи расходов и доходов редакционного бюджета. Некоторые из членов этого уравнения - стоимость бумаги, типографских работ, распространения и др. - непрерывно меняются в зависимости от конъюнктуры рынка. ............ |