Дошкольный и школьный возраст
Ребенок достаточно ясно выражает различные эмоции – радость, огорчение, жалость, страх, смущение. Определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых, которые сами должны строго выполнять все требования, предъявляемые ими ребенку.
Питание. Пищеварительные соки, вырабатываемые желудком и кишечником, содержат достаточное количество ферментов, способных переваривать довольно разнообразную пищу животного и растительного происхождения. Поэтому питание детей старше 3–4 лет мало отличается от питания взрослых.
За завтраком и ужином ребенок должен получить по 25% суточной калорийности пищи, в обед 30–35%, в полдник 15–20%. Детям не следует давать крепкий чай, кофе, острые соусы. Приправой могут служить лук, чеснок, петрушка и другая зелень. От крепких бульонов, шоколада и шоколадных конфет, тортов и пирожных, апельсинов, мандаринов лучше воздержаться. Ребенок нуждается в достаточном количестве витаминов, белков, углеводов и других питательных веществ. Важно составить правильное меню. Блюда из мяса и рыбы предпочтительнее давать на завтрак и в обед. На ужин рекомендуются молочные продукты, блюда из крупы и творога. Для гарнира ко вторым блюдам больше подходят картофель и овощи. Если на первое был овощной суп, то гарнир для второго блюда можно приготовить из крупяных или макаронных изделий. Одно из блюд в каждое кормление должно быть горячим.
Напомним еще раз: с 3 лет дети могут есть вполне самостоятельно. При этом необходимо строго соблюдать режим питания; начинать есть ребенок должен не раньше чем через 30 мин после игры или прогулки, а ужинать за 2 ч до сна. Приучите малыша готовиться к приему пищи – самостоятельно мыть руки, помогать накрывать на стол. Это не только настраивает на еду, но и в определенной степени воспитывает самостоятельность и трудовые навыки.
Физическое воспитание. Физические упражнения с детьми дошкольного возраста включают имитационные движения и игры, в которых ребенок должен стремиться воспроизвести по указанию взрослого знакомые ему образы. Летом лучше заниматься во дворе, в саду, на лужайке, в холодное время года – в хорошо проветренной комнате, желательно при открытой форточке. Для занятий мальчики надевают рубашку и короткие штанишки, девочки – легкое домашнее платье. Чтобы занятия были разнообразнее и увлекательнее, используют мячи, флажки, обручи, скамейки, лесенки и т.д. Во время занятий детей учат пользоваться ковриком длиной 1 – 1,5 м, головной конец которого отмечают специальной меткой. Физические упражнения с детьми лучше проводить утром, после
ночного сна, можно и днем, через 1,5–2 ч после завтрака или дневного сна. Если родители находят время только вечером, заниматься надо не позднее чем за час до сна. Детей увлекают занятия в форме двигательных «рассказов», когда взрослый предлагает ребенку выполнить цепь последовательных движений, создавая ряд знакомых ему образов («птичка», «дровосек», «паровоз» и т.д.). Заниматься с малышами физическими упражнениями играя – вот основной принцип. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого в игре всегда радуют и привлекают ребенка.
Исходные положения необходимо разнообразить (стоя, сидя, лежа, на четвереньках, присев и т.д.), так как маленькие дети неусидчивы и не могут долго находиться в одном и том же положении. ............