Часть полного текста документа:Досрочно против всех. Б.А. Макаров, независимый эксперт У большинства специалистов в области избирательных систем и электоральных технологий не вызывает сомнений, что избирательная система России давно нуждается в радикальной реформе, необходимость проведения которой достаточно убедительно высветили прошедшие в последние годы выборы. Несовершенство избирательной системы и избирательного процесса порождает никому ненужные политические коллизии, усиливает социально-политическую напряженность в российском обществе, приводит к неоправданным материально-финансовым затратам и в конечном итоге порождает в головах избирателей сомнения в легитимности избранных органов власти. Однако, несмотря на наличие в избирательной системе России просто "кричащих" проблем, требующих первоочередного решения, реформирование избирательной системы страны начали с проблем даже не второстепенной важности, а с - третьестепенной важности. В общем, избирательные реформы начали осуществлять в любимом российской ЦИК стиле "держать и не пущать". Иногда инновации авторов "избирательной реформы" просто изумляют своей поразительной некомпетентностью и ужасающей безграмотностью, как юридически-правовой, так и организационно-технической. Наряду со многими другими изменениями, внесенными в последнее время в электоральную систему России, также предложено возродить практику досрочного голосования и отменить в избирательном бюллетене графу "против всех". Возвращение института досрочного голосования на выборах федерального и регионального уровней обосновывается необходимостью повышения уровня явки избирателей на выборы. Утверждается, что необходимость неоднократного обращения избирателей в избирательные комиссии различного уровня (сначала для получения открепительного удостоверения, затем для непосредственного голосования) значительно снижает их желание реализовывать свои избирательные права и участвовать в выборах. При этом гарантируется, что бюллетени досрочного голосования будут храниться за "семью печатями" в опечатанных конвертах, опломбированных урнах и охраняемых помещениях. Однако внимательный анализ процедуры досрочного голосования показывает, что избирателю все равно придется приходить на избирательный участок по крайней мере два раза. Первый раз для того, чтобы написать заявление о досрочном голосовании и проголосовать, второй раз в день голосования или на следующий день после выборов, для того чтобы подтвердить, что он не умер. В противном случае, если учитывать такие "голоса" без такого документального контроля, то может оказаться, что в выборах принимают участие "покойники", что является нарушением фундаментальных принципов избирательного права. Бюллетени, заполненные во время досрочного голосования, должны иметь особый статус. Их подсчет должен вестись отдельно от бюллетеней, поданных в основной день голосования. Если поданные досрочно бюллетени оказывают решающее влияние на определение победителя электоральной гонки, то все проголосовавшие досрочно избиратели должны быть дополнительно проверены на предмет наличия у них активного избирательного права. Так как досрочное голосование происходит от нескольких недель до нескольких дней до дня основного голосования, то за это время избиратель может быть поражен в своих гражданских правах и лишится активного избирательного права. ............ |