Оглавление
Введение
Глава 1. Лексическая система языка и место тематической группы в ней
1.2.Слова с корнем «бел» как объект лингвистического исследования
Глава 2. Лексико – тематическая группа в семантико-словообразовательном аспекте
Заключение
Литература
Введение
Лингвистика обратила самое пристальное внимание на исследование связей языка и этнокультуры, на построение языковой картины мира, которая отражает историческое существование носителей языка, их материальную и духовную культуру (А.Вежбицкая, Е.М.Верещагин, Т В.Гамкрелидзе, В.Г.Гак, Вяч.Вс.Иванов, Ю.И.Караулов, В.Г.Костомаров, Е С.Кубрякова, М.М.Маковский, А.Ф.Лосев, Г.П.Немец, Л.Б.Савенкова, Ю.С.Степанов, З.К.Тарланов, В.Н.Телия, Н.И.Толстой и др.).В свете этого актуальным становится комплексное изучение отдельных наиболее важных в культурно-национальном отношении лексико-тематических групп (далее - ЛТГ), которые стали подвергаться в этом плане всестороннему анализу. Изучение ЛТГ с различных сторон обусловливает раскрытие общих процессов развития лексики, т.к. «для лингвистики вовсе не безразлично то, как членится в каждом конкретном языке данная предметно-смысловая область, какие признаки предметов отражаются в отдельных наименованиях, а, следовательно, характеризуют отдельные члены той или иной тематической группы» (7,14).
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что комплексное изучение ЛТГ открывает новые перспективы как для выявления ее семантико-словообразовательных особенностей, так и для познания ее роли в языковой картине мира.
Изучение процессов, происходящих в пределах одной группы лексики, отвечает задачам системного и функционального подхода к языковым явлением, помогает определять направления развития лексической системы в целом.
В теоретическом плане работа опирается на положения трудов таких ученых, как А.А.Брагина, А.Вежбицкая, Е.М.Верещагин, В.В.Виноградов, ЭА.Габинская, В.Г.Гак, О.П.Ермакова, Е.А.Земская, Т.Х.Каде, , В.Г.Костомаров, Е.С.Кубрякова, Ф.Лосев, А.Г.Лыков, Р.Ю.Намитокова, В.Н.Телия, А.И.Тихонов, Н.И.Толстой, И.С.Улуханов, Д.Н.Шмелев и др.
Объектом исследования является ЛТГ с корнем «бел», изучаемая в комплексе всех ее производных и устойчивых употреблений.
Предмет исследования - семантико-словообразовательные особенности ЛТГ в русском языке и ее роль в формировании языковой картины мира носителей русского языка.
Цель исследования - системный семантико-словообразовательный и лингвокультурологический анализ ЛТГ на основе «Словаря русского языка ХI-XIIвв.» Реализация цели, поставленной в работе, предполагает решение следующих задач:
1) установление их системной организации и закономерностей функционирования в древнерусском языке;
2) установление семантико-словообразовательного потенциала ЛТГ, выявление типологии словообразовательных гнезд с исходным корнем «бел»;
3) определение роли ЛТГ с корнем «бел» и их производных в формировании фрагмента русской языковой картины мира.
Источником исследования послужили филологические словари и научные тексты.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. ............