Часть полного текста документа:Джузеппе Парини C. Мокульский Парини Джузеппе (Giuseppe Parini, 1729-1799) - итальянский поэт-сатирик. Р. в Ломбардии в семье мелкого торговца. Образование получил в Милане. Был аббатом (с 1754) и домашним учителем. Сильно нуждался. В 1768 стал редактором "Миланской газеты". С 1769 П. - профессор "красноречия и изящных искусств" в Милане, а с 1773 - в Брере, где читал курс "Общие основы изящных искусств", который он выпустил в свет в двух книгах. В 1752 П. дебютировал сборником галантных анакреонтических стихов, вслед за тем обратился к сочинению од буржуазно-моралистического содержания, в которых затрагивал различные социально-бытовые вопросы, воспевал прогресс и цивилизацию, протестовал против сословного неравенства, проповедывал милосердие и сострадание к жертвам современного социального строя. С 1757 по 1795 Парини написал 21 оду, которые все, при большой идейной насыщенности, отличались необычайной мелодичностью, разнообразием метров и ритмов, яркостью образов, мастерской отделкой формы. В 1760 П. начал свое главное произведение - знаменитую сатирическую поэму "День" (Il giorno) в четырех частях, из коих опубликовал только первые две: "Утро" (Il mattino, 1763) и "Полдень" (Il mezzogiorno, 1765). Остальные две части - "Вечер" (Il vespro) и "Ночь" (La notte) - остались незаконченными и были напечатаны только после смерти П. Поэма, написанная 11-сложным белым стихом, описывает день жизни молодого миланского аристократа в форме мнимосерьезного, на самом же деле иронического обучения его искусству жить. В качестве сатирика и дидактика П. был связан с традициями дидактической поэмы XVI в. (Ручеллаи, Аламанни), возрожденной в начале XVIII в. Спольверини. П. испытал на себе влияние латинского поэта-сатирика Лукезини (конец XVII века) и сатирических поэм Пассерони ("Cicerone", 1755) и Роберти ("La moda"). Однако от всех своих предшественников П. отличается социальной остротой своей сатиры, которая у него направлена против паразитической ломбардской знати. Эта сатирическая установка пронизывает и описательные части поэмы, не оставляющие без внимания ни одной детали аристократического быта, и многочисленные авторские отступления обличительного характера, в которых язвительная ирония то и дело сменяется гневным негодованием плебея по адресу выродившегося дворянства, живущего за счет обираемого им трудолюбивого голодного народа. Но, обличая деградацию феодальной знати, Парини не сочувствует и более жизнеспособным слоям дворянства, перестраивающимся на капиталистический лад. Ни в чем не сказывается так ясно мелкобуржуазный демократизм Парини с сильным душком "народничества", как в его ненависти к крепнувшему капитализму, в котором он видел главную причину обеднения народных масс. Забота о благе народном приводит П. в его оде "Буря" (Tempesta) к утопически-реакционным мечтам об уничтожении всякой торговли и всякого судостроения. Таков своеобразный сплав революционных и реакционных настроений в противоречивой мелкобуржуазной идеологии П. Наличие в ней сатиры, направленной против итальянской аристократии, делало его поэзию приемлемой для хозяйничавших в Ломбардии австрийских властей, усмотревших например в "Дне" приятный для них урок итальянской знати, фрондировавшей против правительства Марии-Терезии. Отсюда и парадоксальное на первый взгляд покровительство поэту-разночинцу венского двора, которому верой и правдой служил П., видя в "просвещенном абсолютизме" Марии-Терезии и Иосифа II надежного союзника в его борьбе против феодальной знати и деляг зародившегося капитализма. ............ |