Часть полного текста документа:Петербургский институт машиностроения (ЛМЗ-ВТУЗ). Реферата по культурологии на тему: "Египетские мотивы в архитектуре Санкт-Петербурга" Выполнил студент группы 1400 Инюшин Роман Санкт-Петербург 2003 Содержание 1. Видение 2. Архитектура древнего Египта 3. Сфинксы в Санкт-Петербурге 4. "Египетская" пирамида. Царское село 5. "Египетские ворота". Царское село 6. Список литературы Вступление В архитектуре Санкт-Петербурга "египетский стиль" является одним из определяющих и самых загадочных атрибутов города на Неве, сфинксы с университетской набережной давно стали одним из основных символов города наравне с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством. В XVIII-XIX вв. в Петербурге и пригородах "египетски" стилизованные элементы активно использовались в оформлении зданий, мостов, интерьеров дворцов(например в г. Павловске, пригороде Петербурга), набережных - так что название "северные Фивы" или "северный Мемфис", подходит Петербургу не меньше, чем "северная Пальмира" или "северная Венеция". Отразившаяся в петербургской архитектуре мода на египетскую тематику возникла в Европе после похода в Египет Наполеона в нач. XIXв. Традиция "Египетского Петербурга" косвенно продолжала существовать и в Советское время - возведение четырехгранных обелисков(прообразы широко использовались в Египте времен Среднего и Нового царства) и жива до сих пор, пример тому - сфинксы поставленные на набережной Робеспьера в 1995г, а также стилизованные "под египет" скульптуры у клуба "Пирамида" и некоторых других заведений в центре города... Ф. В. Каржавин, друг великого русского зодчего В. И. Баженова, дал такое определение архитектуре: "Она есть строение естественное и художественное", где под словом "естественное" подразумевал материальную основу постройки. Ведь любое сооружение создано из дерева, камня, кирпича, металла, бетона с применением определённых конструкций. Но если в этом сооружении не заложено, не запроектировано и не воплощено некоей художественной идеи, оно не имеет отношение к искусству, а тем самым - к архитектуре. Архитектура Древнего Египта Обратимся к очень далёкому прошлому, к истокам Архитектуры. Именно Архитектуры с большой буквы, так как от рядовых построек, от жилья первобытного человека археологи находят лишь следы пепелищ, черепки битой посуды, каменное и бронзовое оружие. Но уже пять тысяч лет назад люди строили в "вечном" материале - в камне, и в мыслях перед ними стояла Вечность. Среди легендарных семи чудес света (легендарных не в смысле сомнительности их существования, а в смысле овеянности старинными преданиями) постоянно первое место занимали египетские пирамиды. Что же побуждало ставить их в один ряд, с такими сооружениями, как Колосс Родосский, сады Семирамиды, Александрийский маяк, Храм Артемиды в Эфесе и другими, от которых не осталось и следа? Не их ли древность и прочность? Существует арабская пословица: "Всё на свете боится времени, а время боится пирамид". Пирамиды называли "окаменевшей геометрией", хотя, справедливости ради, следует заметить, что в геометрию термин "пирамида" пришёл от наименования гробниц фараонов. ............ |