Часть полного текста документа: Экологическая оценка в России: возможные направления развития Российская система ЭО, которая начала формироваться в недрах советской системы централизованного планирования, унаследовала многие черты связанных с этой системой подходов к планированию и оценке намечаемой деятельности. Изменившиеся социально-экономические условия требуют значительной трансформации существующей системы ЭО. С точки зрения авторов, для эффективного развития системы ЭО в России необходимо ее совершенствование в трех ключевых областях: регламентации процесса оценки воздействия на окружающую среду, осуществляемой заказчиком, дифференцированного подхода к экологической оценке для разных типов проектов, а также открытости процедуры ЭО для участия заинтересованных сторон. Регламентация процесса оценки воздействия на окружающую среду. В рамках сложившейся в России системы экологическая экспертиза рассматривается как основной элемент процесса экологической оценки. При этом оценка воздействия на окружающую среду, выполняемая заказчиком, понимается лишь как подготовительный этап для проведения экологической экспертизы. Процесс оценки воздействия на окружающую среду до последнего времени был недостаточно регламентирован действующими нормативно-правовыми документами, не имел четких процедур, его результаты не обязательно отражались в общедоступных документах. Негативные следствия такого подхода могут быть вкратце суммированы следующим образом: * у заказчика отсутствуют стимулы начинать процедуру экологической оценки на ранних стадиях подготовки инвестиционного проекта; * механизмы экологической оценки не предоставляли заинтересованным сторонам достаточных возможностей участия в процессе ЭО, и, следовательно, в принятии решений по намечаемой деятельности. В частности, они не могли влиять на объем, содержание и результаты экологической оценки; более того, заинтересованные стороны во многих случаях не могли даже ознакомиться с результатами оценки, поскольку эти результаты не сводились в отдельный итоговый документ; * по той же причине распространение практики ЭО, развитие ее методологии сдерживается отсутствием фондов (библиотек, депозитариев) итоговых документов проведенных ЭОП; Эти недостатки могут быть устранены путем установления проверяемых процедурных требований к экологической оценке, проводимой заказчиком. Такие требования должны, в частности, гарантировать открытость процедуры ЭО и изложение ее результатов в отдельном общедоступном документе. Важные шаги в этом направлении сделаны "Положением об оценке воздействия..." 2000 г. Дифференцированный подход к экологической оценке. Известно, что отсутствие дифференцированного подхода к проектам разной степени экологической опасности резко снижает эффективность системы ЭО в целом. Отсутствие такого механизма приводит к тому, что процедура ЭО становится "наименьшим общим знаменателем" для видов деятельности различной экологической значимости, и ее эффективность в отношении предсказания и предотвращения наиболее опасных воздействий неизбежно падает. Вследствие ограниченных ресурсов у всех заинтересованных сторон это приводит к установлению на практике весьма невысоких "стандартов качества" в отношении процесса оценки воздействия на окружающую среду и формальному проведению государственной экологической экспертизы. ............ |