Часть полного текста документа: План. 1. Введение...............................................................2 2. История создания экологической тропы.........................3 3. Цели и задачи учебных экологических троп...................8 4. Типы учебных троп...................................................9 5. Организация экологической тропы: А) Требования к выбору маршрута............................13 Б) Оборудование экологической тропы......................15 В) Подготовка экскурсоводов..................................16 6. Экологическая тропа и творческая деятельность школьников...............................................................19 7.Заключение............................................................23 8. Литература...........................................................25 Введение. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания "учебного кабинета в природе". Учебная экологическая тропа - специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума. Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой "дикой" природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности. Экологическая тропа рассчитана на три категории посетителей: 1) педагогов и студентов; 2) старших дошкольников, учащихся школ и ПТУ; 3) родителей, отдыхающих, организованных в экскурсионные группы и др. Обычно учебная экологическая тропа посещается организованно под руководством экскурсовода. Однако при наличии специально разработанных буклетов-путеводителей возможно и самостоятельное ознакомление с экспозицией тропы. Протяженность учебной тропы обусловливается временем, в течение которого может проводиться экскурсия. Для взрослых (старшеклассников) - это два, два с половиной часа - соответственно длина маршрута составляет около двух километров. Для малышей проводятся ознакомительные экскурсии на отрезке маршрута продолжительностью в 30-40 мин. Школьники средних возрастов проходят на экскурсии весь маршрут, но знакомятся не со всеми объектами (до 1,5ч) История создания экологической тропы. Впервые понятие природная или экологическая тропа появилась в США. В начале века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде "заповедника для пешеходов" - проложить тропу по Аппалачскому хребту. К 1922 году пешеходная тропа через все Аппалачи от штата Мэн на северо-западе до Джорджии на юго-востоке была готова, длина ее составила 3300 км. И сразу же она сделалась любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев Востока США. Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки: сложные и простые по прохождению, длинные и короткие. Наиболее известные из больших троп - Континентальная тропа в Скалистых горах и Тихоокеанская на западном побережье США. Такие же тропы стали создавать в других странах мира: Канаде, Франции, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Кении, Индии, Японии и др. Более 15 лет идет работа по созданию учебных троп в национальных парках Польской Народной Республики: Беловежском, Кампиносском, Бабьегорском и др. ............ |