Часть полного текста документа:Экология физической культуры человека Доктор биологических наук, академик Международной академии информатизации, профессор Р.А. Абзалов, кандидат биологических наук A.И. Зиятдинова, Казанский государственный педагогический университет Актуальность экологических проблем подчеркивается тем, что в Международном стандарте высшего образования по физической культуре имеется специальная учебная дисциплина - "Экология". Поскольку все предметы учебного плана рассматриваются с точки зрения профессии, "Экология" на факультете физической культуры также требует профессионального подхода. Данную учебную дисциплину необходимо рассматривать, на наш взгляд, как экологию физической культуры. Экология как область знаний устанавливает закономерности взаимодействия организмов между собой и с окружающей их средой, а на современном этапе это трактуется как взаимодействие человека с природной средой [5], так как физическая культура как часть общей культуры общества направлена на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Формирование физической культуры осуществляется при участии средств физической культуры: физических упражнений, гигиенических факторов, режима труда и отдыха, естественных сил природы, которые влияют на организм человека комплексно. Исходя из этого, мы рассматриваем экологию через призму физической культуры. Экология физической культуры изучает взаимоотношения человека с окружающей средой в условиях мышечных тренировок в процессе изменяющихся условий среды обитания человека. Этот процесс включает комплекс морфологических, физиологических преобразований в организме, обеспечивающий возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды. Многие природные и особенно адаптогенные факторы наряду с позитивным влиянием оказывают и негативное влияние на организм человека [2]. Знание закономерностей и физиологических механизмов приспособления человека к различным климато-географическим, производственным условиям, к физическим нагрузкам в зависимости от экологических закономерностей, позволит обосновать принципы их взаимоотношений, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека [2], особенно в процессе его роста и развития с использованием основных средств физической культуры. Двигательная деятельность, будучи специфической формой человеческой деятельности, способствует совершенствованию организма, включая все основные средства физического воспитания [6]. Посредством двигательной деятельности осуществляется взаимодействие организма с окружающей средой, происходит приспособление его к изменяющимся условиям среды. Тренированный к физическим нагрузкам организм становится более устойчивым к изменяющимся условиям среды, а также характеризуется специфическими особенностями функционирования отдельных физиологических систем как в покое, так и во время нагрузки. Наши экспериментальные исследования в течение длительного времени, а также наблюдения в естественных условиях обитания организма в процессе воздействия на него различных двигательных режимов позволили установить закономерности функционирования сердечно-сосудистой системы и механизмов ее регулирования, в частности в растущем организме. ............ |