СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы экономической (стоимостной) оценки человеческой жизни
2. Теория ценности жизни Т.К. Шеллинга
3. Методы оценки стоимости жизни
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время центральным звеном экономических отношений между участниками хозяйственной деятельности является, прежде всего, человек. В связи с его значительной ролью возникает вопрос о необходимости стоимостной оценки человеческой жизни, что обусловлено рядом факторов. В частности, оценка человеческой жизни необходима при определении компенсации пострадавшим; планировании программы социальной политики государства, регионов и отдельно взятых предприятий, страховой деятельности, а также в повседневной жизни людей. Из этого следует, что разработка методологии определения и методики расчета стоимостной оценки человеческой жизни является одним из наиболее важнейших вопросов, требующим скорого научного и методического решения, а также внедрения в практику. Следует отметить, что, несмотря на теоретическую и практическую значимость, вопрос о стоимостной оценке человеческой жизни не получил должного внимания в отечественной научной литературе.
Все вышесказанное определяет актуальность темы исследования. В соответствии с актуальностью, определена тема курсовой работы: экономическая теория ценности жизни.
Объектом исследования является человек как неотъемлемая часть общественных экономических процессов. Предметом исследования являются причинно-следственные связи явлений и процессов, возникающих в сфере финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
Цель работы – изучить основные положения экономической теории ценности жизни. Задачи работы: рассмотреть теоретические основы экономической оценки человеческой жизни; изучить ключевые положения теории ценности жизни Т.К.Шеллинга; рассмотреть основные методы стоимостной оценки жизни, в том числе их практическое использование.
1. Теоретические основы экономической (стоимостной) оценки человеческой жизни
В системе рыночных хозяйственно-экономических отношений экономика пронизывает практически все сферы жизнедеятельности общества, при этом исключением не является и сфера жизнедеятельности самого человека в публичном понимании его как главенствующего компонента и субъекта общественно-экономических отношений в национальной системе производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому вопрос об экономической оценке каждого в отдельности человека на всех этапах его развития с учетом уровня его профессиональной подготовки является фактором, объективно обусловленным самой природой общественно-экономических отношений в обществе.
Человеческую личность составляют три главных компонента, при условии, что они гармонично взаимосвязаны между собой. Это, прежде всего, сам человек как физическое лицо и субъект материального мира, а также его интеллект и духовность. Любая из этих составляющих имеет свою ценность, которая может и обязана иметь подобающую ей экономическую оценку и, следовательно, цену. Кроме того, на рынке трудовых ресурсов они могут иметь определенную цену в зависимости от платежеспособного спроса на эти ресурсы для воплощения того либо другого производственного либо непроизводственного процесса[1].
Таким образом, материальность, интеллект и духовность определяют ценность каждой в отдельности человеческой личности на каждом этапе его физического, духовного и интеллектуального развития. ............