Часть полного текста документа:Экономические вопросы в работах Аристотеля Реферат выполнил студент группы 1-М-II: Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-Строительный Университет Кафедра экономики. Санкт-Петербург 1999 Раздел Политика. Вопросы, касающиеся экономики. Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим. Неправильно говорят те, которые полагают, будто понятия "государственный муж", "царь", "домохозяин", "господин" суть понятия тождественные. Ведь и они считают, что эти понятия различаются в количественном, а не в качественном отношении; скажем, господин-тот, кому подвластно небольшое число людей; домохозяин - тот, кому подвластно большее число людей; а кому подвластно еще большее число-это государственный муж или царь; будто нет ннкакого различия между большой семьей и небольшим государством и будто отличие государственного мужа от царя состоит в том, что царь правит в силу лично ему присущей власти, а государственный муж отчасти властвует, отчасти подчиняется на основах соответствующей науки-политики. Это, однако, далеко от истины. Излагаемое станет ясным при рассмотрении с помощью усвоенного нами ранее метода: как в других случаях, расчленяя сложное на его простые злементы (мельчайшие части целого) и рассматривая, из чего состоит государство, мы и относительво перечисленных понятий лучше увидим, чем они отличаются одно от другого и возможно ли каждому из них, дать научное объяснение. Общение, состоящее из несколькнх семей и имеющее целью обслуживание не кратковременных только потребностей-селение. Вполне естественно, что селениє можно рассматривать как колонию семьи; некоторые и называют членов одного и того же селения "молочными братьями", "сыновьями", "внуками". Греческие государства потому вначале и управлялись царями (а в настоящее время то же мы видим у негреческих племен), что они образовались из злементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя. И в колониях семей-селениях поддерживали в силу родственных отношений между их членами тот же порядок. И о богах говорят, что они состоят под властью царя, потому что люди - отчасти еще и теперь, а отчасти и в древнейшие времена - управлялись царями и, так же как люди уподобляют внешний вид богов своєму виду, так точно они распространили это представление и на образ жизни богов. Общество, состоящее из несколькпх селений, єсть , вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее , ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство-продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа, ведь мы называем природой каждого объекта - возьмем, например, природу человека, коня, семьи - то его состояние, какое получается при завершений его развития. ............ |